• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 декабря 2008 года Дело N А56-39009/2003
(Извлечение)



Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Жбанова В.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саутенкиной Е.Н. рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (Межрайонная ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу) ответчик: ООО "Статус" о ликвидации при участии

- от истца: представитель Цекуль Т.Б. по доверенности от 17.19.2008 N 19-10/24240

- от ответчика: представитель Дегтярева Н.Л. по доверенности от 07.12.2007 установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением от ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Статус" в связи с грубым нарушением действующего законодательства на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Решением Арбитражного суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2004 Общество ликвидировано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2008 решение арбитражного суда от 14.01.2004 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика представил суду копии бухгалтерских балансов за 2007-2008 года, согласно которым Общество осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

Истец поддержал исковые требования.

Суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменил Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на Межрайонную ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу.

Арбитражный суд в порядке статьи 137 АПК РФ с согласия лиц, участвующих в деле, завершил предварительное заседание и перешел в судебное разбирательство.

В судебном заседании стороны поддержали позиции, изложенные ранее.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу, далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - Общество), в связи с грубым нарушением действующего законодательства на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Решением суда первой инстанции от 14.01.2004 Общество ликвидировано. В декабре 2007 года с целью исполнения указанного решения суда Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о назначении ликвидатором Общества его директора Громова Д.Б.

Определением суда от 13.02.2008 в удовлетворении заявления о назначении ликвидатора отказано, так как заявителем пропущен установленный пунктом 1 частью 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок предъявления исполнительного листа. Кроме того, суд указал, что Обществом устранены нарушения законодательства, послужившие основанием для принятия судом решения о его ликвидации.

Инспекция обратилась в суд с заявлением о ликвидации Общества в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона N 129-ФЗ, поскольку ответчик, зарегистрированный до вступления в силу указанного Закона, в течение шести месяцев со дня вступления закона в силу не представил в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д" и "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело в отсутствие представителей сторон и третьего лица Рыжова И.В. (учредитель) по имеющимся доказательствам, удовлетворил требование Инспекции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу названного Закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления его в силу представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.

Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица в этом случае может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).

Частью 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Приведенные положения применяются в отношении действующего юридического лица.

Обращаясь в суд с заявлением о ликвидации Общества, Инспекция должна доказать, что оно обладает признаками действующего юридического лица, в том числе представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность, уплачивает налоги (сборы) и использует расчетные счета в банках.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, даже будучи доказанным, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер.

Представитель Общества пояснил, что в 2004 году Общество представило в Инспекцию сведения, указанные в статье 5 Закона N 129-ФЗ, и получило свидетельство о государственной регистрации. В декабре 2004 года в учредительные документы Общества внесены изменения. 03.12.2004 Инспекция выдала юридическому лицу уведомление о снятии его с учета в связи с изменением юридического адреса. С указанного времени ответчик состоит на учете в налоговом органе по Василеостровскому району Санкт-Петербурга.

03.12.2004 нами Общество получило свидетельство о постановке на учет ООО «Статус» в ИМНС России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (...).

17.11.2004 старшим государственным налоговым инспектором отделарегитстрации и учета налогоплательщиков ИМНС России по Кировскому району Санкт-Петербурга Туровой О.Е. составлен Протокол N25 об административном правонарушении в связи с несвоевременной подачей документов на перерегистрацию предприятия и наложен штраф в размере 5000 руб.

19.11.2004 штраф был оплачен обществом.

22.11.2004Обществом было получено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 2002 года за основным государственным регистрационным номером ..., выданное ИМНС РФ по налогам и сборам по у району Санкт-Петербурга (правопреемником которой в настоящее время является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу.

30.11.2004 участником общества с ограниченной ответственностью было принято решение N 3 об утверждении новой редакции устава ООО «Статус», освобождении от обязанностей генерального директора Рыжовой Ж.В., назначении на должность генерального директора Громова Дмитрия Борисовича.

03.12.2004 Обществом получено 2 Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ в связи со сменой Генерального директора и изменении юридического адреса организации, выданными ИМНС России по Кировскому району Санкт-Петербурга.

03.12.2004 ИМНС России по Кировскому району Санкт-Петербурга выдано уведомление о снятии с учета ООО "Статус" в налоговом органе Кировского района Санкт-Петербурга в связи с изменением юридического адреса.

Таким образом, все вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество с ограниченной ответственностью «Статус» - действующая организация.

Более того, в 2004 году в соответствии с действующим законодательством ООО было перерегистрировано с уплатой штрафа, снято с учета в Кировском районе Санкт-Петербурга, поставлено на учет в Василеостровском районе Санкт-Петербурга.

До настоящего времени организация ведет деятельность в соответствии с Уставом, сдает бухгалтерскую отчетность в налоговом органе Василеостровского района Санкт-Петербурга, оплачивает налоги.

03.12.2004 ООО "Статус" получило свидетельство о постановке на учет ООО "Статус" в ИМНС России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (...).

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил: В иске отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета в возмещение расходов госпошлине 2 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
Жбанов В.Б.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А56-39009/2003
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 08 декабря 2008

Поиск в тексте