• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 декабря 2008 года Дело N А56-16783/2008



Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Михайлова П.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовой Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к ЖСК Гомзовец

третье лицо: 1) Жилищный комитет Санкт-Петербурга 2) СПБ ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования многотраслевого комплекса жилищного хозяйства" о взыскании 160535 руб. 08 коп. при участии

- от истца: ю/к Винокурова О.Ю. (доверенность от 05.11.2008 N388)

- от ответчика: председатель Мариничева И.В. (паспорт), представитель Веретенников А.Ф. (доверенность от 29.04.2008)

- от третьих лиц: 1) не явился 2) не явился установил:

Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее - истец) обратилось с иском к Жилищно-строительному кооперативу «Гомзовец», уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1582 руб. 35 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины в сумме 500 руб.

Жилищно-строительным кооперативом «Гомзовец» представлен отзыв, в котором указывается на необоснованность требований истца.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к рассмотрению дела привлечены Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства», Жилищный комитет Санкт-Петербурга. Третьи лица извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзывы не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 123,156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствии представителей третьих лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Между сторонами был заключен договор N 126/02 от 22 июля 1998 года по условиям которого истец обязался поставлять ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а ответчик обязался оплачивать поставленную ему тепловую энергию.

За период с 01 декабря 2007 года по 31 марта 2008 года истец поставил ответчику тепловую энергию на сумму 207969 руб. 49 коп. Часть поставленной энергии оплачивалась в акцептном порядке через государственное унитарное предприятие «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства». Сумма задолженности в безакцептном порядке составила 71959 руб. 72 коп.

На момент подачи иска - 7 июня 2008 года, ответчик задолженность в безакцептном порядке не оплатил. Проценты за пользование чужими денежными средствами составили 1582 руб. 35 коп.

В соответствии с позицией ответчика истцом при расчете задолженности не учтен норматив потребления для отопления отдельных квартир, установленный Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 28 декабря 1999 года N1388-р в размере 0,0167 Гкал/кв. м. общей площади.

В соответствии с расчетом ответчика, с применением вышеуказанного норматива потребления теплоэнергии он в полной мере оплатил услуги истца, перечислив;

За декабрь 2007 года 19160 руб. 42 коп. платежным поручением N 1 от 15.01.2008.

За январь 2008 года по платежному поручению N14 от 17.03.2008 - 21652 руб. 67 коп.

За февраль 2008 года по платежному поручению N 16 от 26.03.2008 - 21652 руб. 67 коп.

За март 2008 года по платежному поручению N28 от 30.04.2008 -21652 руб. 67 коп.

Ответчик ссылается на нарушение истцом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307, в частности п.14, п.15, п.19а, пп.1, 2 п.1 Приложения 2 и п.38а Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.10.2007 357, п.2 ст.154, п.14 ст.155 и ст.157 Жилищного кодекса РФ, Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N1388-р, Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.11.2006 N122-р, Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.10.2007 N 138 -р.

Не оспаривая применение истцом при расчете тарифов для населения, установленных Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.11.2006 N122-р и Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.10.2007 N 138-р, соответственно 575, 46 руб/Гкал для 2006 года и 650 руб/Гкал для 2007 года, с последующим возмещением выпадающих доходов за счет бюджета, ответчик ссылается на неправомерность неприменения нормы потребления, установленной для населения в размере 0,0167 Гкал/кв. м. общей площади.

Факт потребления теплоэнергии, поставленной истцом, ответчик не отрицает.

В спорный период у ответчика отсутствовал прибор учета энергии, поэтому количество фактически отпущенной ему тепловой энергии определено истцом в соответствии с п. 6.3 Договора расчетным методом с применением Правил учета тепловой энергии и теплоносителя N954 от 25.09.1995 г.

При этом истцом учитывалась разница стоимости тепловой энергии между стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для соответствующей группы потребителей ГУП «ТЭК СПб» и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, применяемому для расчета по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для граждан, проживающих в жилых домах и жилых помещениях и других строениях, независимо от видов жилищного фонда в Санкт-Петербурге.

В соответствии с заключенным между истцом и ответчиком договором при отсутствии приборов учета количество отпущенной тепловой энергии определяется расчетным путем с учетом подключенной нагрузки, указанной в договоре, температуры горячей воды в подающем трубопроводе теплоисточника, соответствующей ей температурному графику температуре воды в обратном трубопроводе, фактического времени потребления тепловой энергии.

В силу ст. 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные ст. 539-547 Гражданского кодекса РФ применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Расчет истцом произведен с учетом Правил учета тепловой энергии и теплоносителя N954 от 25.09.1995 г., что соответствует п. 1 Договора между истцом и ответчиком.

Ответчик, мотивируя свою позицию тем, что при заключении договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде ЖСК выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ЖСК, утверждает, что обязательства ответчика перед истцом не могут быть большими, чем в случае заключения истцом прямого договора с жильцами-членами ЖСК.

Часть 2-ая ст.154 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.10.2007 г. N53 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов». Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц».

Однако применение тарифов для населения со стороны истца ответчиком не оспаривается.

Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N307 (далее - Правила), расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с п. 15 Правил, «В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами». П. 19 А Правил предписывает, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Подпункт 1 пункта 1-го приложения N 2 указывает, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

P = S x N x T , (1)

o.i i t T

где:

S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в i многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

N - норматив потребления тепловой энергии на отопление t (Гкал/кв. м);

T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с T законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

Пп.2-й п.1 приложения N2 к Правилам указывает, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

S

i

P = P x ---- - P , (2)

ok.i k.p S fn.i

D

где: P - размер платы за потребленную в многоквартирном доме k.p (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в i многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений);

D в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

P - общий размер платы за отопление в i-том жилом fn.i помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.);

Однако ссылка ответчика на вышеуказанные правила неправомерна, т.к. нормы данных Правил регулируют отношения между исполнителем услуг и гражданами. В силу норм п. 3 Правил ответчик относится к исполнителям услуг, но не относится к гражданам. Для ответчика истцом предоставляется коммунальный ресурс, который передается исполнителем потребителю - гражданам ( п. 3 Правил) в виде коммунальных услуг. Истец не является исполнителем услуг, а поставляет энергию по внешней границе стен многоквартирного дома. Стороны не изменили условия договора в части учета теплоэнергии.

В данных обстоятельствах применение подпункта 1-го пункта 1-го приложения N 2 Правил неправомерно.

Ссылка ответчика в подтверждение своей правовой позиции на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 неосновательна, поскольку из его содержания не следует, что оно применяется при определении количества принятой ЖСК энергии. Такая же позиция высказана и в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 3811/08 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Одним из доводов ответчика о неосновательности требований истца являлась ссылка на Распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 31.07.2007 г. N 92 об утверждении порядка предоставления в 2007 году субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов по оплате тепловой энергии, отпускаемой жилим домам жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья.

В соответствии с п. 3.1 данного распоряжения размер субсидии определяется как разница между суммой предъявленных теплоснабжающими организациями счетов в соответствии с заключенными договорами на теплоснабжение с ЖК, ЖСК, ТСЖ по тарифу на тепловую энергию для расчета тарифов на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для граждан, проживающих в жилых домах и жилых помещениях, в других строениях независимо от видов жилищного фонда в Санкт-Петербурге на 2006 год (далее - тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета тарифов для граждан), и суммой средств, подлежащей к оплате гражданами, проживающими в домах, находящихся в управлении этих ЖК, ЖСК, ТСЖ, по тарифам на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для граждан, проживающих в жилых домах и жилых помещениях, в других строениях независимо от видов жилищного фонда в Санкт-Петербурге на 2006 год (далее - тарифы для граждан).

Для целей настоящего Порядка под тарифами для граждан понимаются тарифы на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для граждан, проживающих в жилых домах и жилых помещениях в других строениях независимо от видов жилищного фонда в Санкт-Петербурге, установленные на 2006 год распоряжением Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга от 16.11.2005 N 100-р (в настоящее время утратило силу).

В соответствии с п. 3.2 указанного Распоряжения расчет субсидий производится на основании заявлений, представленных председателем ЖК, ЖСК, ТСЖ в ГУП "ВЦКП МК ЖХ", с приложением списков о количестве проживающих граждан за каждый месяц и справки из ПИБ по месту нахождения ЖК, ЖСК, ТСЖ о полезной площади квартир или заверенной председателем ЖК, ЖСК, ТСЖ копии технического паспорта на жилой дом, содержащего сведения о полезной площади жилых помещений, в том числе занимаемых гражданами по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Расчет субсидий осуществляется тем ЖК, ЖСК, ТСЖ, жилые дома которых не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.

То есть забота о предоставлении данных субсидий возложена на ответчика, а не на истца.

Истцом представлен расчет задолженности ответчика, который является правильным и принимается судом.

На момент рассмотрения иска судом задолженность ответчиком погашена за счет платежей, произведенных в межотопительный период.

В соответствии с требованиями части 1-й ст. 395 Гражданского кодекса РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданским кодексом РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Решил:

Взыскать с Жилищно-строительного кооператива «Гомзовец» в пользу Государственного унитарного предприятия «Топливно-Энергетический комплекс Санкт-Петербурга» 1582 руб. 35 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 500 руб. государственной пошлины.

Выдать Государственному унитарному предприятию «Топливно-Энергетический комплекс Санкт-Петербурга» справку на возврат государственной пошлины в сумме 4210 руб. 70 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
П.Л.Михайлов



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А56-16783/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 12 декабря 2008

Поиск в тексте