АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2009 года Дело N А56-43335/2008



Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2009 года. Полный текст решения изготовлен 30 января 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Троховой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ухановой В.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ООО "Балтик-Трейд"

заинтересованное лицо - Балтийская таможня о признании незаконными действий при участии

от заявителя - Яковлевой Н.А. по доверенности от 01.11.2008, Сухановой Л.П. по доверенности от 01.11.2008

от заинтересованного лица - Тихановской М.С. по доверенности от 11.01.2009 N04-19/10 установил:

ООО "Балтик-Трейд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее - таможня) по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ГТД N10216100/150808/0080336, 10216100/150808/0080343 и обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 3208636 руб.44 коп..

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования, представитель таможни возражала против их удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее:

Заявитель, в соответствии с контрактом N06СКL2/005 от 01.09.2007, заключенным с фирмой «Shaanxi Tongda Fruit Juice & Deverage Group Co., LTD» (КНР), ввез на таможенную территорию Российской Федерации на условиях FOB XINGANG (CHINA) товар: яблочный сок концентрированный с числом Брикса 70 в одноразовых металлических бочках не для розничной торговли. Товар прошел таможенное оформление по ГТД N10216100/150808/0080336, 10216100/150808/0080343. Таможенная стоимость товаров была определена заявителем по цене сделки с ввозимыми товарами.

При таможенном оформлении заявителем в обоснование применения указанного метода были представлены учредительные документы ООО "Балтик-Трейд", внешнеторговый контракт (со спецификациями на каждую партию поставляемого товара), паспорт сделки, счета (инвойсы) на каждую партию поставляемого товара, сертификаты соответствия, платежные поручения на уплату таможенных платежей и другие документы.

Таможня, посчитав представленные сведения недостаточными для принятия решения в отношении заявленной стоимости товаров, запросила у заявителя дополнительные документы, в том числе: прайс-лист фирмы изготовителя, таможенную декларацию страны отправления, договоры с третьими лицами, имеющими отношение к сделке, банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товаров или по предыдущим поставкам товаров, пояснения по условиям продажи и цены сделки, ценовую информацию мирового/внутреннего рынка по идентичным/однородным товарам. В связи с тем, что запрошенные документы не были представлены заявителем, таможня произвела корректировку таможенной стоимости товаров по ГТД N10216100/150808/0080336, 10216100/150808/0080343 и начислила дополнительные таможенные платежи в общей сумме 3208636 руб.44 коп..

Факт уплаты таможенных платежей заявителем таможней не оспаривается и подтверждается актом сверки расчетов между сторонами от 27.01.2009.

Заявитель 15.10.2008 обратился в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, которое оставлено без рассмотрения.

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 названного Закона.

При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.

В пункте 2 статьи 19 Закона "О таможенном тарифе" приведены условия, ограничивающие применение метода по стоимости сделки.

Согласно пункту 4 статьи 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод ее определения. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен приказом Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536.

Для подтверждения заявленной в ГТД таможенной стоимости товара заявитель представил в таможню внешнеторговый контракт (со спецификациями на каждую партию поставляемого товара), паспорт сделки, счета (инвойсы) на каждую партию поставляемого товара, сертификаты соответствия, то есть документы, перечисленные в вышеуказанном Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом. Таможня, посчитав, что представленные декларантом сведения о таможенной стоимости товара документально не подтверждены, запросила у него дополнительные документы.

По смыслу положений статьи 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).

Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").

Закрепленные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не позволяют ему произвольно осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Доводы таможни о невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки по той причине, что заявителем не представлены прайс-листы производителя ввозимых товаров и экспортная декларация страны отправления не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие у заявителя тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными доказательствами. Таможня также не доказала, что у заявителя имелась возможность их представить.

Фактически, как следует из материалов дела и объяснений представителя таможни, решение о несогласии таможни с использованием избранного Обществом метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами было принято из-за низкой цены ввозимого товара.

При таких обстоятельствах действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров таможни необоснованны.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 N 117, уплаченная Обществом государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с таможенного органа как со стороны по делу о признании действий государственного органа незаконными.

Согласно статье 104 АПК РФ сумма излишне уплаченной Обществом государственной пошлины подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Признать незаконными действия Балтийской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных Обществом с ограниченной ответственностью "Балтик-Трейд" по ГТД N10216100/150808/0080336, 10216100/150808/0080343.

Обязать Балтийскую таможню устранить допущенные нарушения путем возврата Обществу с ограниченной ответственностью "Балтик-Трейд" 3208636 руб.44 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.

Взыскать с Балтийской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Балтик-Трейд" 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Балтик-Трейд" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 27544 руб., уплаченную платежным поручением N643 от 13.11.2008.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
Трохова М.В.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка