АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 января 2009 года Дело N А56-24057/2008



Резолютивная часть Решения объявлена 20 января 2009 года. Полный текст Решения изготовлен 27 января 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Захарова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: ОСАО «Ингосстрах», ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N9 о признании частично незаконным решения при участии:

- от заявителя: Рыбаков И.А. по доверенности от 21.05.2007 N188384-645/08, Ионова Ю.А. по доверенности от 15.01.2009 N78ВИ924595,

- от ответчика: Строкова Ю.Н. по доверенности от 07.05.2008 N06/07396, Провоторова Е.Н. по доверенности от 21.11.2008 N04/21627, у с т а н о в и л :

Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» (далее - ОСАО «Ингосстрах», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором, уточнив требования в порядке ст.49 АПК РФ, просит суд признать незаконным Решение Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 23-21/21 от 18.07.2008 в части пп. 5 п. 1 и абз. 4 п. 5 резолютивной части Решения, основанных на п.3.7. мотивировочной части Решения.

Межрегиональная инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N9 (далее - Инспекция, налоговый орган) требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует.

По итогам выездной налоговой проверки ОСАО «Ингосстрах» за период с 28.01.2008 по 20.06.2008 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога и налога на доходы физических лиц, а так же полноты и своевременности предоставления сведений о доходах физических лиц за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 Межрегиональной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 вынесено решение N 23-21/21 от 18.07.2008 о привлечении ОСАО «Ингосстрах» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

По итогам указанной выездной налоговой проверки Инспекцией был составлен акт выездной налоговой проверки N 23-07/09 от 23.06.2008, акт вручен представителю ОСАО «Ингосстрах» 23.06.2008.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решение в части пп. 5 п. 1 и абз. 4 п. 5 резолютивной части, основанное на п. 3.7 мотивировочной части не соответствует Налоговому кодексу РФ (далее - НК РФ), Закону «Об организации страхового дела в РФ», положениям Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Закону «О медицинском страховании граждан в РФ», Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N745, Приказу Министерства финансов РФ от 10 декабря 1999 года N90н и нарушает права ОСАО «Ингосстрах» и его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, возлагает на ОСАО «Ингосстрах» обязанности, не предусмотренные законодательством РФ.

Оспариваемым Решением ОСАО «Ингосстрах» привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126 НК РФ, в связи с непредставлением в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, при этом на ОСАО «Ингосстрах» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления Решения в силу представить в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ за 2006 год на 1362 физических лица, которым по результатам налоговой проверки был произведен перерасчет налоговой базы и суммы налога за те налоговые периоды, за которые сведения уже были представлены в налоговый орган налоговым агентом.

Основанием для привлечения к налоговой ответственности ОСАО «Ингосстрах», послужил вывод Инспекции о том, что в процессе исполнения ОСАО «Ингосстрах» условий договоров добровольного медицинского страхования (далее - ДМС) в части организации и оплаты лечения осуществляемого лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ), застрахованных лиц по договорам ДМС, в соответствии с медицинскими программами, у таких застрахованных лиц якобы образовался доход, включаемый в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. При этом, ОСАО «Ингосстрах», как «налоговый агент» по данному виду «налогооблагаемого дохода», при признанной налоговым органом невозможности удержать у налогоплательщиков исчисленную сумму налога, по мнению Инспекции, было обязано сообщить в налоговый орган на основании п. 5 ст. 226 НК РФ о невозможности удержать налог и сумме «задолженности» налогоплательщика.

Соответственно, ОСАО «Ингосстрах» вменено в обязанность представить в налоговый орган данные по форме 2-НДФЛ в отношении страхователей, которым ЛПУ были оказаны медицинские услуги и которые якобы получили доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц.

Суд не может согласиться с доводами Инспекции по следующим основаниям.

На ОСАО «Ингосстрах», как на страховую организацию, осуществляющую страховую деятельность, законодательством РФ возложена обязанность при наступлении страхового случая, осуществить выплату страхового возмещения в соответствии с условиями договора страхования.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок).

Статьей 1 Федерального закона от 28.06.1991 N1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (далее - Закон) предусмотрено, что целью медицинского страхования является гарантирование гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

В соответствии со ст. 23 вышеуказанного Закона, лечебно-профилактическая помощь является медицинской услугой, а в силу ст. 2 этого же Закона, медицинские учреждения - это имеющие лицензию лечебно-профилактические и другие учреждения (далее - ЛПУ), оказывающие медицинскую помощь.

Как следует из содержания ст. 4 упомянутого Закона, обязанностью страховой компании является оплата счетов за медицинские услуги, предоставляемые застрахованным лицам, если указанный в них вид лечения соответствует приложенной к договору страхования медицинской программе.

В соответствии с представленными в ходе налоговой проверки документами (договоры страхования, документы, подтверждающие наступление страхового случая, расчеты ЛПУ, включающие перечень оказываемых и оплачиваемых медицинских услуг, счета, счета-фактуры, платежные поручения) ОСАО «Ингосстрах» оплачивало медицинские услуги, оказанные лечебно-профилактическими учреждениями (санаториями). Следовательно, Общество производило оплату услуг, связанных с лечебно-профилактическим эффектом.

Согласно заключенным договорам добровольного медицинского страхования, страховым случаем является обращение застрахованного лица в лечебное учреждение за услугами, предусмотренными медицинскими программами.

В соответствии с ФЗ N 1499-1 от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан в РФ», медицинские и санаторные услуги объединены в одну категорию лечебно-профилактических услуг, за которые и производилась оплата.

Оказывая лечебно-профилактические услуги, санатории могли выдавать физическим лицам (пациентам) путевки, однако, путевка однозначно свидетельствует о наличии правоотношений между физическим лицом (получателем лечения) и лечебно-профилактическим учреждением (санаторием). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N745 и Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 1999 года N90н, путевка используется как форма документа строгой отчетности, используемая при расчетах с населением. Данный документ не правомерно рассматривать как документ, подтверждающий оплату ОСАО «Ингосстрах» отдыха физических лиц в санатории, поскольку ОСАО «Ингосстрах» в данных правоотношениях не участвует.

Перечисление денежных средств на счет лечебно-профилактических учреждений производилось ОСАО «Ингосстрах» на основании расчетов за оказанные ЛПУ медицинские услуги и не может быть признано оплатой санаторно-курортных путевок.

Таким образом, ОСАО «Ингосстрах» в соответствии с договорами добровольного медицинского страхования оплачивались медицинские услуги, оказываемые застрахованным лицам ЛПУ, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности. Санаторно-курортные путевки ОСАО «Ингосстрах» никогда не оплачивались, что подтверждается выписками по банковским счетам и платежными поручениями, которые исследовались налоговым органом в ходе налоговой проверки.

Кроме того, судом принято во внимание, что ОСАО «Ингосстрах» не получало сведений или документов от ЛПУ о выданных путевках, поэтому даже при желании исчислить и уплатить налог в бюджет оно не смогло бы этого сделать, так как не обладает необходимыми и достоверными сведениями.

В ходе рассмотрения спора налоговый орган не смог уточнить на основании каких документов (писем, распоряжений) им был сделан вывод о представлении лечебно-профилактическими учреждениями ОСАО «Ингосстрах» сведений о выданных путевках, факт отсутствия у Общества оригиналов путевок и иных документов, возможно выданных ЛПУ застрахованным физическим лицам, налоговым органом не отрицается.

В нарушение указанного выше приказа Министерства финансов РФ N 90н от 10 декабря 1999 года, в котором содержится указание на то, что в санаторно-курортной путевке отражается стоимость услуг, Инспекцией в Решении был сделан вывод о том, что под оплатой санаторно-курортной путевки можно понимать любую оплату санаторно-курортных услуг страховой организацией, даже если сама путевка не была оплачена и не использовалась как бланк строгой отчетности при расчетах с населением.

Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с п.3 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги, а так же вести в установленном порядке учет объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В соответствии с выводами решения, на Общество возлагается обязанность представить сведения о полученных физическими лицами доходах. Такими сведениями и подтверждающими их документами Общество не располагает. Суд находит, что ОСАО «Ингосстрах» не может быть привлечено к налоговой ответственности за не осуществление действий в отношении третьих лиц, если законодательством не предусмотрена такая обязанность.

При таких обстоятельствах, на основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области р е ш и л :

Признать незаконным Решение Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N9 от 18.07.2008 N 23-21/21 в части пп. 5 п. 1 и абз. 4 п. 5 резолютивной части Решения, основанных на п. 3.7. мотивировочной части Решения.

Взыскать с Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N9 в пользу заявителя 2000 рублей государственной пошлины.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления Решения в силу.

Судья
Захаров В.В.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка