АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 февраля 2009 года Дело N А56-32775/2008



Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Маркина С.Ф., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышёвой А.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Любанский лесодеревообрабатывающий комбинат»

заинтересованное лицо Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области третьи лица Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации МО Тосненский район Ленинградской области, Администрация МО Тосненский район Ленинградской области о признании недействительным отказа в государственной регистрации, при участии от заявителя: представитель Суслов А.В.(доверенность N263 от 23.07.2008) от заинтересованного лица: представитель Орлова Н.В.(доверенность N14 от 11.01.2009) от третьих лиц: 1. не явился (извещен); 2. не явился (извещен) установил:

Заявитель - Открытое акционерное общество «Любанский лесодеревообрабатывающий комбинат» (далее - Комбинат) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности общества на здания очистных сооружений и ремонтного участка очистных сооружений (объект незавершенного строительства), расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.Любань, Селецкое шоссе, д.17, за N29/026/2008-211, 212 от 22.07.2008 и обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) произвести государственную регистрацию указанных прав.

Определением арбитражного суда от 11.12.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области и Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, в обоснование заявления ссылается на то, что строительство очистных сооружений было обусловлено именно строительством жилого дома, спорные объекты строились вместе с жилыми домами как единый комплекс, представил копии документов из состава проектной документации.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, ссылается на ответ Комитета по архитектуре и градостроительству МО Тосненский район Ленинградской области N1081 от 19.06.2008, согласно которому строительство очистных сооружений и здания ремонтного участка выполнялось самостоятельным объектом. Представленные заявителем в суд документы не были предметом рассмотрения Управления при принятии решения об отказе в государственной регистрации права.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области сообщил суду, что согласно представленной заказчиком проектно-сметной документации на строительство объекта «Комплекс общежития на 150 квартир для малосемейных» по адресу: г.Любань, Селецкое шоссе, корпус 17, 17а очистные сооружения канализации входят в состав проекта и располагаются на территории ОАО «Любанский лесодеревообрабатывающий комбинат».

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства:

02.04.2008 Комбинат обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание очистных сооружений и здание ремонтного участка очистных сооружений (объект незавершенного строительства), расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.Любань, Селецкое шоссе, д.17.

В ходе проведения правовой экспертизы, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 21.07.97 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) Управлением были выявлены основания, препятствующие проведению регистрационных действий, а именно в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию права собственности на здание очистных сооружений, здание ремонтного участка очистных сооружений, объект незавершенный строительством, представлен акт рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством комплекса общежития на 150 квартир для малосемейных. В связи с изложенным регистрация была приостановлена до 23.05.2008 в порядке статьи 19 Закона о регистрации.

По заявлению Комбината 06.05.2008 регистрационные действия были приостановлены в порядке пункта 3 статьи 19 Закона о регистрации сроком на три месяца.

Уведомлением от 22.07.2008 N29/026/2008-211,212 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости на основании абзаца 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

Комбинат, считая, что в регистрирующий орган представлены все документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на очистные сооружения и здание ремонтного участка очистных сооружений как на вновь созданный объект недвижимости, в связи с чем отказ в регистрации незаконен, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации. Согласно абзацу 9 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.

В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Государственная регистрация права собственности на созданный объект недвижимого имущества проводится в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации на основании документов, подтверждающих факт создания объекта.

Заявитель указывает на то, что вспомогательные здания очистных сооружений строились как часть единого комплекса жилых зданий на основании единого решения органов государственной власти, по единому проекту, на основании единого разрешения органов ГАСН и введены в эксплуатацию единым актом государственной приемочной комиссии. Строительство вспомогательных зданий инженерного обеспечения основного объекта осуществлялось на земельном участке, принадлежащем Комбинату на праве постоянного бессрочного пользования (свидетельство N144 от 16.10.92), расположенного по адресу: г.Любань, Селецкое шоссе, д.17.

В обоснование правомерности сооружения очистных сооружений Комбинат представил в регистрирующий орган следующие документы:

- Решение Исполнительного комитета Тосненского городского совета народных депутатов Ленинградской области N137 от 30.03.89 об отводе земельного участка площадью 1,6 га Любанскому леспромхозу под строительство общежития со встроенным магазином и столовой в г.Любань;

- Разрешение Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля от 07.08.89 на производство строительно-монтажных работ по общежитию на 150 квартир с магазином в г.Любани;

- акт от 30.06.98 рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения, из которого следует, что рабочей комиссией принято решение принять в эксплуатацию комплекс общежития на 150 квартир;

- акт от 16.12.98 приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией комплекса общежития на 150кв.м для малосемейных,

- постановление N1277 от 25.12.98 о регистрации ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта - комплекса общежития на 150 квартир для малосемейных.

Однозначно из указанных документов не следует, что спорные объекты строились вместе с жилыми домами как единый комплекс.

Согласно письму Комитета по архитектуре и градостроительству Муниципального образования Тосненский район Ленинградской области N1081 от 19.06.2008 строительство комплекса общежития выполнялось как самостоятельный объект. Строительство очистных сооружений и здания ремонтного участка выполнялось отдельным самостоятельным объектом.

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию.

В материалы дела заявителем представлены копии документов из проектной документации, подтверждающие включение очистных сооружений в состав строительства комплекса общежития на 150 квартир для малосемейных. Однако, указанные документы представлены заявителем лишь в суд и не были предметом рассмотрения Управления и, соответственно, не могут считаться основанием для удовлетворения исковых требований.

При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу, что по представленным на государственную регистрацию документам Управление, исходя из его компетенции, не имело возможности с определенностью установить наличие у Комбината прав, заявленных к регистрации, в связи с чем обоснованно отказало в государственной регистрации права.

Заявитель не лишен права вновь подать заявление на регистрацию права собственности на очистные сооружения и здание ремонтного участка очистных сооружений (объект незавершенного строительства), расположенные по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.Любань, Селецкое шоссе, д.17, с представлением дополнительных документов, явившихся предметом рассмотрения в данном процессе.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья
С.Ф.Маркин



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка