• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 февраля 2009 года Дело N А56-52499/2008



Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Мирошниченко В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафоновым С.Г. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО "ЛИГГА-2"

ответчик Межрайонная ИФНС России N25 по Санкт-Петербургу

третье лицо Управление Пенсионного фонда РФ По г. С-Петербургу о признании незаконными действий при участии от заявителя Островская Е.В. (доверенность от 10.02.09)

Корчагина М.О. (доверенность от 20.01.09) от ответчика Коняев С.В. (доверенность от 22.09.08) от третьего лица Дмитриев Ю.Г. (доверенность от 11.01.09)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛИГГА-2» (далее - заявитель, Общество, ООО «ЛИГГА-2) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС РФ N 25 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, ответчик) по отказу в зачете 31 600 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и об обязании инспекции зачесть Обществу вышеуказанную сумму страховых взносов в счет будущих платежей, направленных на оплату взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) КБК 182 102 020 1006 1000 160.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.

Представители ответчика и третьего лица против удовлетворения требований возражений не представили.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, установил следующее.

Обществом платежными поручениями NN 138 от 15.02.2008 на сумму 1700 руб., 139 от 15.02.2008 на сумму 7470 руб., 140 от 15.02.2008 на сумму 4095 руб., 440 от 15.04.2008 на сумму 8020 руб., 441 от 15.04.2008 на сумму 144 руб., 602 от 15.05.2008 на сумму 3081 руб., 775 от 16.06.2008 на сумму 3780 руб.. 885 от 11.07.2008 на сумму 1655 руб., 1024 от 14.08.2008 на сумму 1655 руб. уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

При этом в вышеуказанных платежных поручениях ошибочно указан код бюджетной классификации (далее - КБК) 182 10202040060000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии) вместо подлежавших указанию КБК 18210202010060000160, 18210202020060000160 и 18210102021011000110.

Общество письмом от 26.08.2008 обратилось в Инспекцию с заявлением о произведении зачета денежных средств с КБК 182 10202040060000160 на КБК 18210202010060000160, 18210202020060000160 и 18210102021011000110. (л.д. 21).

Налоговый орган Решением от 04.09.2008 N 1595/18 отказал Обществу в проведении зачета 31 600 руб., направленных на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав, что правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют, поскольку не определен орган, который должен проводить такой зачет (возврат) и порядок его проведения.

Общество, полагая действия налогового органа незаконными обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном страховании) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В силу пункта 1 статьи 25 Закона о пенсионном страховании, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В пункте 1 статьи 13 Закона о пенсионном страховании установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда Российской Федерации законодатель не установил. К вышеназванным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку Закон о пенсионном страховании не устанавливает специального порядка зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Статья 78 НК РФ регламентирует порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа. Налоговые органы вправе осуществлять зачет самостоятельно. В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно пункту 17 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N116н (далее - Порядок, в редакции Приказа Минфина России от 12.11.2007 N103н), возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет, в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с Порядком.

В соответствии с пунктом 44 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет платежных документов на возврат, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений и иных документов, предусмотренных Порядком, в пределах возложенных на администраторов поступлений в бюджет полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», Приказом Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 NММ-3-1/74@ «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», на территориальные органы Федеральной налоговой службы возложены, в том числе, полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Данное полномочие территориальных органов Федеральной налоговой службы распространяется и на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, что прямо следует из строк 23-26 Приложения 2 - «Перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, полномочия по администрированию которых возлагаются на территориальные органы Федеральной налоговой службы» к указанному выше Приказу ФНС России.

Таким образом, именно к функциям территориальных органов Федеральной налоговой службы отнесены полномочия по осуществлению зачета (возврата) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов, в связи с чем доводы налогового органа об отсутствии правовых оснований для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат отклонению, как противоречащие действующему законодательству.

Представители налогового органа и пенсионного фонда в ходе судебного заседания 26.01.2009 пояснили, что не оспаривают факта излишней уплаты Обществом взносов на обязательное пенсионное страхование (сделана запись в протоколе судебного заседания).

Учитывая изложенное, действия инспекции по отказу Обществу в проведении зачета 31 600 руб. ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются незаконными. При таких обстоятельствах заявленные требования Общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС N 25 по Санкт-Петербургу по отказу в зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 31 600 руб.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС N 25 по Санкт-Петербургу устранить нарушение прав и законных интересов ООО «ЛИГГА-2» путем принятия решения о зачете уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 31 600 руб. в счет будущих платежей, направленных на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части (КБК 182 102 020 1006 1000 160).

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС N 25 по Санкт-Петербургу в пользу ООО «ЛИГГА-2» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 264 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.



Судья
Мирошниченко В.В.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А56-52499/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 20 февраля 2009

Поиск в тексте