• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2008 года Дело N А56-14311/2008

Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2008 года. Полный текст решения изготовлен 11 августа 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Золотарева Я.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Циркель М.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель индивидуальный предприниматель Чернова Оксана Владимировна, заинтересованное лицо ОУФМС РФ по СПб и ЛО в Курортном районе Санкт-Петербурга о признании недействительными постановлений о назначении административных наказаний при участии от заявителя: Молодкин М.Д., доверенность от 07.04.2008, паспорт, от заинтересованного лица: Макаренкова Л.Д., доверенность от 15.01.2008

N 1/5-305, удостоверение

установил:

Индивидуальный предприниматель Чернова Оксана Владимировна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными постановлений начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Курортном районе Санкт-Петербурга (далее - отделение УФМС России) от 28.03.2008 о назначении административного наказания к протоколам N 30/48, N 30/49, N 30/50 от 28.03.2008, которыми предприниматель привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель предпринимателя поддержал заявленные требования, считая, что отсутствует состав административного правонарушения - предприниматель не осуществляла предпринимательскую деятельность по месту проверки, не владеет помещениями магазина и, следовательно, допрошенные отделением УФМС России иностранные граждане не могли быть работниками предпринимателя.

Представитель отделения УФМС России против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что факт принадлежности магазина предпринимателю подтвержден как письменными объяснениями предпринимателя, так и представленной копией договора аренды от 07.03.2008 N 11, а факт приема на работу иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, подтвержден протоколами об административных правонарушениях, составленных в отношении иностранных граждан за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.10 КоАП РФ.

Судом отклонено ходатайство представителя истца о допросе в качестве свидетелей иностранных граждан, за привлечение которых к трудовой деятельности истец привлечен к административной ответственности, для подтверждения факта отсутствия правоотношений с предпринимателем: заявителем не указано, какие обстоятельства, не подтвержденные материалами дела и имеющие значение для дела, могут подтвердить названные свидетели.

Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения от 26.03.2008 N 14 должностным лицом отделения УФМС России совместно с помощниками прокурора Курортного района 26.03.2008 проведена проверка принадлежащего индивидуальному предпринимателю Черновой магазина, расположенного по адресу: пос. Песочный, ул. Ленинградская, д. 62, на предмет выполнения работодателями требований статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). По результатам проверки с участием понятых составлен «протокол N 1 (осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов)» (л. д. 41). Протоколом от 26.03.2008 установлено, что иностранным гражданином, имеющим разрешение на работу в качестве подсобного рабочего, осуществлена продажа продуктов питания, за товар получены денежные средства.

Указанный протокол явился основанием для составления протоколов об административных правонарушениях в отношении граждан Молдовы, Узбекистана и Азербайджана: постановлением от 26.03.2008 к протоколу N 30/47 (л. д. 22) гражданка Республики Молдова Шишкина Кристина Федоровна привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 КоАП РФ и влекущего административное наказание за незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации; аналогичные постановления вынесены в отношении гражданки Республики Узбекистан Хасановой Гузал Истамовны (постановление от 26.03.2008 к протоколу N 30/46, л. д. 26), гражданина Республики Азербайджан Гейдарова Орхана Муганнета оглы (постановление от 26.03.2008 к протоколу N 30/45, л. д. 29).

Согласно письменным объяснениям предпринимателя, данным должностному лицу отделения УФМС России, предприниматель 07.03.2008 заключила договор аренды магазина, в котором проводилась проверка, магазин начал работать 14.03.2008, иностранных работников на работу не оформляла, трудовые договоры с ними не заключала.

Из объяснений иностранных граждан, данных при составлении в отношении каждого из них протокола об административном правонарушении, следует, что они работают в магазине ЧП «Чернова» по адресу: пос. Песочный, ул. Ленинградская, д. 62: Гейдаров Орхан Муганнет оглы и Шишкина Кристина Федоровна являются продавцами продуктового магазина, Хасанова Гузал Истамовна - барменом (кафе-шаверма).

Протоколы об административных правонарушениях в отношении предпринимателя составлены должностным лицом отделения УФМС России 28.03.2008 в присутствии предпринимателя и соответствуют требованиям, предъявляемым к документу статьей 28.2 КоАП РФ: предпринимателю разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 25.1 КоАП РФ, протокол содержит объяснения предпринимателя по поводу вменяемого правонарушения («Не были проверены документы, нарушения будут устранены»), отметку о вручении копии протокола и извещении предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол составлен в пределах срока, установленного частью 2 статьи 28.5 КоАП РФ.

Оспариваемыми постановлениями от 28.03.2008 к протоколам N 30/48, N 30/49, N 30/50, также принятыми в присутствии предпринимателя, предприниматель признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, и наложены административные штрафы в размере пятидесяти тысяч рублей по каждому из дел об административном правонарушении.

Судом установлены полномочия должностных лиц, составивших протоколы об административных правонарушениях и вынесших оспариваемые постановления.

В соответствии со статьей 23.67 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.15-18.17 КоАП РФ, рассматривают органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ).

Согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 928 (далее - Положение), Федеральная миграционная служба, подведомственная Министерству внутренних дел Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (пункт 1); Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения и уполномочена организовывать и осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции (пункт 4, подпункт 3 пункта 6 Положения).

Оспариваемые постановления вынесены начальником отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Курортном районе подполковником внутренней службы Л.Д. Макаренковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.67 КоАП РФ, уполномочивающим руководителей структурных подразделений рассматривать дела об административных правонарушениях от имени названного административного органа; а протоколы об административных правонарушениях составлены старшим инспектором капитаном внутренней службы А.А. Кабалалиевой (должностным лицом согласно определению должностного лица, содержащемуся в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, действовавшим также на основании пункта 3 приложения 2 к приказу МВД России от 02.06.2005 N 444, утвердившему Перечень должностных лиц системы Федеральной миграционной службы, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях).

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено 28.03.2008, в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ и исчисляемого с 26.03.2008 - дня обнаружения административного правонарушения.

Установленный порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности не нарушен.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, включает привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

В силу статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Статьей 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Порядок выдачи разрешения на работу закреплен в Правилах выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации». В соответствии с пунктами 41, 46, 49 Правил иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично, либо через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, или через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя этого иностранного гражданина, в орган миграционной службы. Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично.

Пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодательно закреплено право работодателей привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности только тех иностранных граждан, которые имеют разрешение на работу.

Событие административного правонарушения подтверждено материалами дела, и у отделения УФМС имелись достаточные основания для составления протоколов об административных правонарушениях и принятия оспариваемых постановлений.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Поскольку иное законом не установлено, индивидуальный предприниматель, виновный в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, несет административную ответственность как должностное лицо. Административный штраф назначен предпринимателю в пределах размера санкции, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ. Исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (часть 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), предприниматель должна была сознавать противоправный характер своих действий, что подтверждает вину предпринимателя в совершении административного правонарушения (пункт 2 статьи 2.2 КоАП РФ).

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Квитанцией от 19.05.2008 N 53105928 предпринимателем уплачена государственная пошлина в размере 100 рублей, тогда как Федеральным законом, в том числе статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Уплаченная государственная пошлина является излишней и подлежит возврату на основании и в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Черновой Оксаны Владимировны (ИНН 471201083967, место жительства: Ленинградская область, Приозерский район, дер.Красноозерное, ул.Школьная, д.8, кв.28, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 17.12.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области, ОГРН 307471235100012) о признании незаконными и об отмене постановлений начальника отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Курортном районе Санкт-Петербурга от 28.03.2008 о назначении административного наказания к протоколам N 30/48, N 30/49, N 30/50 от 28.03.2008 - отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Черновой Оксане Владимировне из федерального бюджета государственную пошлину в размере ста рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Золотарева Я.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-14311/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 11 августа 2008

Поиск в тексте