• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 2011 года Дело N А56-65087/2010

Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Несмияна С.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Борзенковой Е.А. рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ИП Шелудько Владимир Алексеевич ответчик: ООО "Сити Транс ПВ" о взыскании 200 798,00 рублей при участии

- от истца: не явился

- от ответчика: не явился

установил:

И.п. Шелудько Владимир Алексеевич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ООО «Сити Транс ПВ» 168 470 рублей 00 копеек - задолженность за оказанные экспедиторские услуги по организации перевозки грузов по договору N 193/08 от 23.11.2008, а также 27 328 рублей 00 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами и 5 000 рублей - судебные издержки.

Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещался по месту государственной регистрации. Орган связи проинформировал суд о неявке адресата за получением корреспонденции. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика на основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что между и.п. Шелудько Владимиром Алексеевичем (перевозчик) и ООО «Сити Транс ПВ» (заказчик) подписан договор об организации перевозок N 193 от 23.11.2008. Договором предусмотрено, что перевозчик обязан по заявке и доверенности заказчика, либо клиента заказчика доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а заказчик обязан уплатить перевозчику провозную плату.

И.п. Шелудько Владимир Алексеевич утверждает, что им оказаны услуги по перевозке грузов. В подтверждение представлены: путевые листы N 093777 от 30 октября 2009, N 03765 от 08 октября 2009 года и N 093 755 от 29 октября 2009 года, товарно-транспортная накладная N 110 от 29.10.2009. В указанных документах значатся водитель Шелудько В.А., автопредприятие - ООО «Сити Транс ПВ». Судя по указанным документам сторонами исполнялся договор аренды транспортного средства с экипажем, поскольку владельцем автомобиля, принадлежащего Шелудько В.А., указано ООО «Сити Транс ПВ», а сам Шелудько В.А. в путевых листах значится в качестве водителя.

Арбитражный суд предложил истцу представить заявки на перевозку или иные документы, из которых можно было бы выяснить существенные условия договора, а также тариф за перевозку. Истец такими документами не владеет.

Представитель истца просил суд истребовать у 15 отправителей документы подтверждающие выполнение ООО «Сити Транс ПВ» перевозок с использованием автомобиля Шелудько В.А., а также их соглашения о стоимости перевозок. Какие конкретно нужны документы, на какой груз, маршрут или дату истец сообщить не может. В связи с отсутствием исходных данных, арбитражный суд отказал в удовлетворении ходатайства.

Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта», заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если условиями договора не предусмотрено иное. В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Устава автомобильного транспорта, договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.

Представленные истцом копии путевых листов и товарно-транспортной накладной не соответствуют условиям договора N 193/08 от 23.11.2008.

Копии документов, представленных истцом, подтверждают заключение договоров перевозки груза между лицами, непосредственно указанными в накладных. Согласно пункту 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство не создаёт обязанностей для лиц, не участвующих в нём в качестве сторон (третьих лиц), следовательно, у истца не могло возникнуть никаких гражданских прав. Возможно, имели место трудовые правоотношения.

Заявок в письменном виде на перевозку ответчик не подавал.

Пунктом 1 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 (в редакции Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78) «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» предусмотрено, что расчеты с автотранспортными предприятиями или организациями за перевозки грузов, транспортно-экспедиционные и другие операции и услуги производятся грузоотправителями или грузополучателями и другими заказчиками автотранспорта. Пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за перевозку груза грузоотправитель обязуется уплатить перевозчику установленную плату.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», первичным учетным документом по учету работ в автомобильном транспорте, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с товарно-транспортной накладной является путевой лист, форма которого утверждена указанным Постановлением. Представленные истцом путевые листы выданы ООО «Сити Транс ПВ», а не Шелудько В.А.

Акты на приемку оказанных услуг отсуствуют.

Истец в исковом заявлении квалифицирует отношения сторон как обязательства по договору транспортной экспедиции и перевозки. Указанные виды договоров имеют особенности.

Содержание договора перевозки установлено статьёй 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

При этом, как указано в статье 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае возникновения необходимости осуществления систематических перевозок грузов, перевозчик и грузовладелец могут заключить долгосрочный договор об организации перевозки, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

В приведенных нормах обозначены два основных вида договора перевозки груза: договор перевозки конкретного груза, который относится к реальным договорам и вступает в силу лишь с момента передачи груза перевозчику, и договор об организации перевозки, который носит консенсуальный характер и предназначен для урегулирования взаимоотношений, складывающихся между грузовладельцем и перевозчиком, по подаче транспортных средств, предъявлению грузов и осуществлению их перевозки в течение определенного (как правило, длительного) периода.

Основными участниками договоров перевозки и договоров об организации перевозок выступают грузовладелец (он же грузоотправитель) и перевозчик. Фактическое положение ООО «Сити Транс ПВ» в спорном правоотношении не соответствует статусу грузоотправителя (грузовладельца). При отсутствии в договоре фигуры грузовладельца (грузоотправителя) договор ни при каких обстоятельствах не может быть квалифицирован как договор перевозки или об организации перевозок.

Относительно квалификации договора как транспортная экспедиция следует отметить следующее. Транспортной экспедиции посвящены глава 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности от 30.06.2003 N 87-ФЗ, Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 N 23 Об утверждении порядка оформления экспедиторских документов. Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Из данного определения следует, что экспедитор за вознаграждение и за счет другой стороны выполняет (оказывает) лично или организует выполнение (оказание) третьими лицами определенные работы (услуги).

Экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные. К основным относятся:

- организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;

- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;

- обеспечение отправки и получения груза.

Среди дополнительных экспедиторских услуг в Гражданском кодексе Российской Федерации указаны:

- получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;

- хранение груза, его получение в пункте назначения, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;

- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей (оказанию перечисленных выше услуг) других лиц, прямо указано в статье 805 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.

Договор транспортной экспедиции может быть построен по различным моделям, приспособленным к обоим видам договора перевозки. Но содержание договора заключается в том, что составляющие предмет договора транспортной экспедиции многообразные услуги, которые экспедитор обязуется выполнить для клиента или выполнение которых обязуется организовать, должны быть непосредственным образом связаны с перевозкой груза.

Правовая природа указанной связи транспортной экспедиции с перевозкой груза по общему правилу определяется тем, что договор перевозки груза признается основным, а договор транспортной экспедиции - дополнительным, вспомогательным, призванным обслуживать основной договор, поскольку при перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка их на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя. Такой подход основан на экономическом соотношении перевозочной деятельности с экспедиционной, когда процесс транспортировки груза от места производства к месту потребления подразделяют на два этапа: основной - перевозочный, выполняемый транспортом, и дополнительный, охватывающий комплекс различных операций, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы функций перевозчика.

Имеется исключение из общего правила о вспомогательном характере договора транспортной экспедиции по отношению к договору перевозки, когда указанные договоры меняются местами, а правовая природа связи транспортной экспедиции и перевозки грузов обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом (пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации). Для экспедитора, принявшего на себя такое обязательство, заключение необходимых договоров перевозки груза в целях его доставки в пункт назначения является лишь действием, направленным на исполнение основного обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции.

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки может изменяться в зависимости от того, как сконструирован договор транспортной экспедиции и каково его содержание. Договор транспортной экспедиции может не предусматривать каких-либо обязанностей экспедитора по перевозке груза или доставке его на станцию назначения. Услуги, оказываемые клиенту экспедитором, могут ограничиться приемкой груза от грузоотправителя на хранение, его сортировкой, упаковкой, погрузкой на транспортное средство, поданное на основе договора перевозки, который сам клиент заключил с перевозчиком. Данные услуги, безусловно, связаны с перевозкой, но представляют собой фактические действия экспедитора, не участвующего в договоре перевозки.

Если обязательства экспедитора включают в себя обязанность заключить договор перевозки от имени клиента по его доверенности или от собственного имени - экспедитор становится непосредственным участником договорных отношений по перевозке груза в качестве грузоотправителя.

Если по договору транспортной экспедиции клиентом является грузополучатель, экспедитор при получении груза от транспортной организации, доставившей этот груз в пункт назначения, может действовать лишь в качестве представителя клиента по доверенности (если только он не указан в транспортной накладной как грузополучатель).

Соотношение договоров транспортной экспедиции и перевозки изменяется, если обязательства экспедитора включают в себя доставку груза на железнодорожную станцию, в морской (речной) порт или аэропорт. Здесь возможны различные ситуации.

Во-первых, в обязанности экспедитора могут входить приемка грузов от клиента, погрузка их в собственный автомобиль, доставка на станцию, в порт, аэропорт и передача соответствующему органу транспорта (от своего имени или от имени клиента). В этом случае между экспедитором и клиентом не возникают самостоятельные правоотношения по поводу перевозки груза до станции, порта, аэропорта, поскольку они поглощаются предметом договора транспортной экспедиции.

Во-вторых, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность клиента сдать груз экспедитору и погрузить его на автомобиль, принадлежащий последнему. При этих условиях между экспедитором и клиентом возникают правоотношения по перевозке груза автомобильным транспортом, а состоявшийся договор автомобильной перевозки должен быть оформлен товарно-транспортной накладной.

В-третьих, обязанность экспедитора по вывозу груза от клиента на железнодорожную станцию, в морской (речной) порт, аэропорт не исключает возможность использования транспортных средств третьего лица, с которым экспедитор должен будет заключить самостоятельный договор автомобильной перевозки в качестве грузоотправителя, а клиент выступит в роли фактического отправителя груза.

В-четвертых, обязанности экспедитора могут сводиться лишь к организации выполнения услуги по вывозу груза с территории клиента на станцию железной дороги, в порт или аэропорт, которая, в свою очередь, может состоять лишь в поиске транспортной организации, готовой направить транспортные средства для вывоза груза клиента. В этом случае клиент должен будет выступить в роли грузоотправителя и заключить договор перевозки груза с соответствующей транспортной организацией.

Договор транспортной экспедиции может полностью поглотить перевозку груза, что имеет место в ситуации, когда экспедитор принимает на себя обязательство доставить своими силами и средствами груз в пункт назначения и выдать его грузополучателям.

Согласно пункту 2 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила главы 41 Кодекса о транспортной экспедиции распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (пункт 3 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации). При использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой - перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.

Распространив на правоотношения из договора перевозки правила о договоре транспортной экспедиции, законодатель тем самым предопределил правовую природу договоров перевозки груза, по которым перевозчик одновременно исполняет обязанности экспедитора. Прямое применение норм о каком-либо договоре к правоотношениям, вытекающим из иного договора, свидетельствует о том, что этот последний договор содержит элементы первого договора. Если перевозчик одновременно исполняет обязанности экспедитора, то договор является смешанным (пункт 3 статьи 421 ГК) и к транспортно-экспедиционным отношениям по такому смешанному договору применяются правила главы 41 ГК, регулирующей договор транспортной экспедиции (пункт 2 статьи 801 ГК).

В случае исполнения перевозчиком транспортно-экспедиционных операций стороны должны согласовать их перечень.

Отношения между ООО «Сити Транс ПВ» и Шелудько В.А. не соответствуют ни одной приведенной выше правовой конструкции, поскольку не содержат основного элемента: у клиента отсутствуют какой-либо титул на груз, о перемещении которого заключили соглашение стороны.

Сравним права и обязанности экспедитора и клиента с правами и обязанностями сторон по агентскому договору. Договор транспортной экспедиции не является посредническим договором, это самостоятельный вид гражданско-правового договора. Поэтому ставить знак равенства между экспедицией и посредничеством, а также правовыми последствиями этих сделок недопустимо. Определенное сходство в действиях экспедитора и агента присутствует. На это указывают положения статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязанности экспедитора заключить договор (договоры) перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также об обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиционных услуг за вознаграждение и за счет другой стороны. Кроме того, в статье 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности сказано, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Юридические действия экспедитора в интересах клиента сходны с действиями агента, совершаемыми в интересах принципала. Однако закрепление в договоре транспортной экспедиции необходимости осуществления как юридических, так и фактических действий отличает экспедицию от посреднических договоров. Фактические действия включают перевозку с привлечением третьих лиц, за которую уплачивается тариф, не включающийся в то, что составляет собственно «вознаграждение» экспедитора.

Если договором определено, что в сумму вознаграждения экспедитора включена провозная плата за перевозку груза, обосновать разделение поступлений от клиента на чистое вознаграждение и компенсацию весьма затруднительно.

У отправителей имеются прямые договоры с перевозчиком ООО «Сити Транс ПВ», по которым должна быть произведена уплата тарифа. В этом случае Шелудько В.А. в качестве экспедитора, организовавшего перевозки, вправе был бы рассчитывать только на получение вознаграждения, не включающего в себя провозную плату (тариф). Такое вознаграждение истец не требует.

В бухгалтерском учёте выручкой экспедитора признается только сумма вознаграждения экспедитора (величина или механизм расчета которого установлен договором) по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка». В свою очередь, все расчеты, осуществляемые экспедитором от его имени, но за счет клиента, отражаются в учете «транзитом» с применением счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Чистое вознаграждение экспедитору за оказанные услуги по перевозки сторонами не согласовано и не является предметом рассматриваемого иска. Фактические затраты на оплату перевозки Шелудько В.А. не понесены и поэтому отсутствуют основания для компенсации не понесённых им расходов.

Исключается применение к отношениям сторон и правил главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку пункт 2 статьи 779 Кодекса содержит специальное указание о неприменении правил об оказании услуг к договорам перевозки, транспортной экспедиции и агентским.

С учётом изложенного, арбитражный суд признал, что иск не доказан ни по праву, ни по размеру.

В связи с отказом в иске подлежат отмене обеспечительные меры, принятые арбитражным судом определением от 17.11.2010.

Руководствуясь статьями 123, 156, 168, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

решил:

В иске отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением от 17.11.2010, в виде наложения ареста на денежные средства ООО «Сити Транс ПВ» в сумме 200798 рублей 00 копеек, находящиеся на расчетном счете в банке.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

     Судья
Несмиян С.И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-65087/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 10 февраля 2011

Поиск в тексте