АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2010 года Дело N А56-49082/2010

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Соколовой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пчельниковой Г.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ООО «Группа Компаний РТЛ» заинтересованное лицо Центральная акцизная таможня об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности при участии

от заявителя - Богачева Т.В., доверенность от 04.10.2010, Верийчик С.Ю., доверенность от 19.10.2010

от заинтересованного лица - Филоненко А.И., доверенность от 27.10.2010 N07-16/22491

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Группа Компаний РТЛ» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни (далее - Таможня) от 30.07.2010 по делу об административном правонарушении N10009000-332/2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие состава вменяемого Обществу административного правонарушения.

Представитель Таможни просил отказать в удовлетворении заявления, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

26.04.2010 Обществом, как таможенным брокером (договор N0366-09-09 от 15.12.2009 об оказании брокерских услуг, заключенный с ООО «Нисан Мотор Рус»), в ОТО и ТК N1 Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни подана ГТД N10009191/260410/0004751 на товары - новые автомобили «Nissan», код ТН ВЭД 8703321990, в таможенном режиме «выпуск для внутреннего потребления».

Товар был ввезен на таможенную территорию РФ посредством морской перевозки по следующим документам: коносамент NUSR STP - 01 от 19.04.2010, инвойс от 19.04.2010. Отправитель товара - «Нисан Интернэшнл СА», получатель и декларант - ООО «Нисан Мотор Рус», представитель декларанта - Общество.

В ГТД N10009191/260410/0004751 таможенным брокером в графе 31 (описание товара) заявлены товары: новые легковые автомобили «NISSAN PATHFINDER 2.5D» 2010 г.в., оборудованные универсальным дизельным двигателем, объемом 2488 куб.см., мощностью согласно гр.31 - 174 л.с./128 кВт. Данные сведения, а именно: мощность двигателя, соответствуют одобрению типа транспортного средства NРОСС СН.МТ02.Е04541П2 от 31.12.2009, выданному Межотраслевым фондом «Сертификация транспорта», представленному согласно графы 44 ГТД таможенному органу одновременно с ГТД.

26.04.2010 товары, заявленные в ГТД N10009191/260410/0004751, выпущены таможней в соответствии с заявленным таможенным режимом.

13.05.2010 в Таможню поступило письмо от получателя, в котором он просит внести изменения в спорную ГТД и выданные на ее основании ПТС, в связи с неверным указанием мощности ввезенных автомобилей. Также данным письмом ООО «Нисан Мотор Рус» предоставило в таможенный орган одобрение типа транспортного средства (далее - ОТТС) NРОСС СН.МТ02.Е06712 от 16.04.2010, выданное Межотраслевым фондом «Сертификация транспорта САТР» на указанные транспортные средства, согласно которого максимальная мощность автомобилей составляет 140 кВт.

01.06.2010 в связи с тем, что в одобрениях типа NРОСС СН.МТ02.Е04541П2 от 31.12.2009 и NРОСС СН.МТ02.Е06712 от 16.04.2010 имеются расхождения в сведениях о мощности двигателя транспортных средств, задекларированных в ГТД N10009191/260410/0004751, Таможней направлен запрос в Межотраслевой фонд «Сертификация транспорта САТР», на который 11.06.2010 посредством факсимильной связи поступил ответ, согласно которого Ростехрегулированием и Органом по сертификации САТР-Фонд были выданы ОТТС N РОСС СН.МТ02.Е04541П2 на автомобили NISSAN PATHFINDER экологического класса 3 и ОТТС N РОСС СН.МТ02.Е06712 на автомобили NISSAN PATHFINDER экологического класса 4, которые распространяются на модификацию с дизелем Nissan, YD25 с рабочим объемом 2488 куб.см. Распространение действия вышеуказанных одобрений типа транспортного средства на конкретные автомобили NISSAN PATHFINDER определяется их комплектацией и соответствием уровню требований к выбросам вредных (загрязняющих) веществ.

В результате проведенной должностными лицами таможенного органа проверки установлено, что максимальная мощность двигателя легковых автомобилей «NISSAN PATHFINDER 2.5D» с дизельным двигателем объемом 2488 куб.см. составляет 140 кВт.

Согласно приказа ФТС России от 04.02.2010 N201 «О взимании акцизов» ставка акциза составляет 235 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.).

25.05.2010 Таможней произведен расчет суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в связи с заявлением Обществом недостоверных сведений о товаре, согласно которого сумма таможенных пошлин, подлежащая доплате, составила 79 862 руб. 40 коп.

Таким образом, в ходе таможенного контроля было выявлено заявление таможенным брокером при декларировании товаров по ГТД N10009191/260410/0004751 недостоверных сведений о мощности двигателей автомобилей «NISSAN PATHFINDER 2.5D» 2010 г.в.: вместо мощности 140 кВт заявлена мощность 128 кВт, что привело к занижению подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

16.07.2010 уполномоченным должностным лицом отдела административных расследований Центральной акцизной таможни в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N10009000-332/2010.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Таможней вынесено постановление от 30.07.2010 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 79 862 руб. 40 коп.

Считая названное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ административным правонарушением признается заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

К недостоверным сведениям, образующим объективную сторону административного правонарушения, относятся количественные и качественные характеристики товара, позволяющие отнести товар к определенному коду ТН ВЭД РФ.

Согласно статьям 123, 124 ТК РФ товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и иных сведений, необходимых для таможенных целей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 124 ТК РФ перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 124 ТК РФ к сведениям о товарах, подлежащих указанию в таможенной декларации, относятся, в том числе, наименование, описание, код товара в соответствии с ТН ВЭД России, таможенная стоимость.

Декларирование товаров юридическими лицами осуществляется с использованием форм ГТД в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством.

В силу пункта 1 части 2 статьи 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, указанные в статье 131 ТК РФ. Статьей 131 ТК РФ определено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 139 ТК РФ таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом. Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

В соответствии со статьями 143, 144 ТК РФ при совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными настоящим Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру.

Согласно пункту 8 постановления Правительства РФ от 17.07.1996 N873 при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары через таможенную границу РФ.

Как разъяснено письмом ФТС России от 26.12.2007 N01-06/49862, таможенное оформление транспортных средств может быть завершено при одновременном подтверждении: соответствия национальным стандартам; соответствия требованиям Специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N609.

Из разъяснений ФТС России, изложенных в письме от 19.02.2007 N01-06/5905 также следует, что таможенное оформление и выпуск новой автомобильной техники, ввозимой юридическими и физическими лицами не для личных целей, производится при одновременном представлении с таможенной декларацией одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которым подтверждается соблюдение действующих ограничений.

Материалами административного дела подтверждается, что при обнаружении несоответствия данных о модели двигателя «NISSAN PATHFINDER 2.5D» 2010 г.в., указанных в инвойсе «INVOICE HEADER» от 19.04.2010 с приложением «INVOICE DETAILS», указанным в ОТТС NРОСС СН.МТ02.Е04541П2 бланк N0045322 у получателя товара - ООО «Нисан Мотор Рус» Обществом было запрошено разъяснение. В ответ письмом от 26.04.2010 ООО «Нисан Мотор Рус» сообщило, что в инвойсе содержится неправильная информация, а также просило при таможенном оформлении руководствоваться данным письмом, где указывалась модель двигателя, обозначенная в ОТТС NРОСС СН.МТ02.Е04541П2. Соответственно при заполнении ГТД 26.04.2010 Обществом было использовано значение мощности из данного ОТТС, предоставленного ранее ООО «Нисан Мотор Рус» в целях декларирования ввозимых в его адрес автомобилей «NISSAN PATHFINDER 2.5D» 2010 г.выпуска.

Возможность проверки достоверности представленных при таможенном оформлении документов и сведений, а также правомочия таможенных органов по запросу дополнительных документов в целях такой проверки предусмотрены статьей 367 ТК РФ. Однако при таможенном оформлении товара каких-либо сомнений относительно достаточности и достоверности сведений о максимальной мощности автомобилей у должностных лиц таможенного поста также не возникло.

Таким образом, как следует из материалов дела и установлено в ходе производства по административному делу Общество при декларировании товара по спорной ГТД представило необходимые документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ, предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, до декларирования товаров обратилось к получателю товаров ООО «Нисан Мотор Рус» за уточнением сведений, необходимых для определения мощности подлежащих декларированию автомобилей. И только после получения указаний ООО «Нисан Мотор Рус», данных в письме от 26.04.2010 осуществило декларирование товаров. Иных возможностей для подтверждения указанных выше сведений у Общества не имелось. Опираться на сведения инвойса в отношении технических характеристик товара Общество не вправе, поскольку инвойс является коммерческим платежным документом, подтверждающим условия поставки.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ вина юридического лица как коллективного субъекта правоотношений должна устанавливаться в каждом конкретном случае в связи с реальными возможностями для соблюдения административных правил и принятием разумных мер по их соблюдению.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, что у таможенного органа отсутствовали законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности. Заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Центральной акцизной таможни от 30.07.2010 по делу об административном правонарушении N10009000-332/2010, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний РТЛ».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Соколова Н.Г.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка