АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2010 года Дело N А56-48141/2010

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Соколовой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пчельниковой Г.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ЗАО «Агентство Аркада» заинтересованное лицо Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому

мониторингу по Северо-Западному федеральному округу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности при участии

от заявителя - Кобцева А.А., доверенность от 05.10.2010,

от заинтересованного лица - Иванов Ф.К., доверенность от 01.11.2010 N 04-12/2-3273,

Краснов Е.А., доверенность от 01.11.2010 N 04-12/2157

установил:

Закрытое акционерное общество «Агентство Аркада» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 22.06.2010 N 04-23/79-1/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, полагая, что Общество не относится к организациям, в отношении которых распространяется действие требований Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон N 115-ФЗ).

Представители Управления просили отказать в удовлетворении заявления, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Суд рассмотрел дело по представленным материалам с учетом доводов, приведенных представителями сторон в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 22.04.2010 N 04-01/61-П в период с 28.03.2010 по 20.05.2010 должностными лицами Управления проведена проверка соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2006 по 31.03.2010.

По результатам проверки установлено следующее: Общество зарегистрировано 04.04.1996; состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 25 по СПб; для обработки статистической отчетности Обществом используется код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) - 70.31.1. На момент проведения проверки Общество не состоит на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу; правила внутреннего контроля Обществом не разработаны, не утверждены и не направлены на согласование в установленный действующим законодательством срок; в Обществе не организован внутренний контроль, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля. За проверяемый период Обществом совершено три операции на общую сумму 20 077 970 руб., подлежащих обязательному контролю, сведения по которым не фиксировались и не предоставлялись в уполномоченный орган. Установленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.05.2010 N 61 (л.д. 20-26).

По факту выявленных нарушений (по которым не истек срок давности привлечения к административной ответственности) Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.05.2010. Обществу вменено нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьями 6 и 7 Закона N115-ФЗ.

Постановлением о назначении административного наказания N 04-23/79-1/2 от 22.06.2010 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Данное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 5 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Общество относится к числу таких организаций, что подтверждается пунктом 2.2 Устава Общества (в редакции, действующей в спорный период); имеющимся у Общества кодом ОКВЭД 70.31.1 (предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества); а также представленными в материалы дела договорами, в соответствии с которыми Общество, как исполнитель, принял обязательство предоставить услуги, необходимые заказчику в связи с планируемой реализацией последним объекта недвижимости (договор от 13.04.2010 N 69293/К, договор от 17.12.2009 N 684481/К).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, соответствующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

01.01.2010 между Обществом и индивидуальными предпринимателями Васильевым А.М., Дымниковым А.А., Козловой Н.И. заключен договор N А-9 аренды нежилого помещения. Срок действия данного договора установлен с даты подписания акта приема-передачи помещения до 30.09.2010. Сторонами согласована стоимость арендной платы - 778 440 руб., из расчета 1200 руб. за 1 кв.м. в месяц (протокол от 01.01.2010 согласования договорной стоимости к договору аренды). Акт приема-передачи нежилого помещения по договору NА-9 подписан сторонами 01.01.2010.

Таким образом, общая сумма сделки по договору аренды составляет 8562840 руб., что превышает пределы, установленные пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ.

Общество имело возможность рассчитать сумму сделки за весь период действия договора.

Поскольку заключенный Обществом договор аренды нежилого помещения от 01.01.2010 является сделкой с недвижимым имуществом, совершенной на сумму более 3000000 рублей, то в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6, подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N115-ФЗ заявитель обязан был представить сведения по данной сделке в уполномоченный орган, как только общая сумма арендных платежей достигла указанного стоимостного значения.

Общество не исполнило данную обязанность в установленный законом срок и не предприняло всех зависящих от него мер для соблюдения требований Закона N 115-ФЗ, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.

Суд отклоняет довод Общества о том, что в данном случае у него отсутствует обязанность представлять в уполномоченный орган информацию по сделке с недвижимым имуществом на сумму свыше 3 000 000 руб., совершенной в ходе хозяйственной деятельности (договор аренды нежилого помещения для использования под офис для собственных нужд), участие в которой не связано с его профессиональной деятельностью. В Законе N 115-ФЗ отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют в уполномоченный орган сведения только по сделкам с недвижимым имуществом, которые являются видом профессиональной деятельности хозяйствующего субъекта. Устанавливая пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательность контроля в отношении сделок с недвижимым имуществом, законодатель установил только стоимостной критерий таких сделок - сумма сделки, равная или превышающая 3000000 руб. Указание на цель использования денежных средств, которая исключала бы обязательность контроля, законодателем не предусмотрена.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, является установленный Законом порядок фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.

Исполнение данной обязанности направлено на предотвращение экономических преступлений и терроризма, которые представляют угрозу целостности государства и безопасности граждан.

С учетом изложенного оснований считать совершенное Обществом правонарушение малозначительным не имеется.

При производстве по делу административным органом не допущено нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности.

Законодателем предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность. В данном случае Обществу назначен административный штраф в минимальном размере - 50000 рублей.

Учитывая изложенное, требования Общества удовлетворению не подлежат.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (часть 4 статьи 208 АПК РФ), в связи с чем уплаченная Обществом государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Закрытому акционерному обществу «Агентство Аркада» выдать справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.08.2010 N 249.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Соколова Н.Г.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка