• по
Более 65000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 декабря 2010 года Дело N А56-64144/2010

Резолютивная часть Решения объявлена 02 декабря 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 декабря 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Пилипенко Т.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бойковой Е.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга

заинтересованное лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании Постановления от 01 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении N ОВ-502/13 при участии:

от заявителя: нач. юридического отдела Колготина Г.Г. по доверенности от 11.01.2010 N 1/юр

от заинтересованного лица: зам. нач. отдела Шарапко Д.А. по доверенности от 30.08.2010 N 01/7541

установил:

Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с заявлением об оспаривании Постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу от 01 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении N ОВ-502/13.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требования, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого Постановления по приведенным в нем доводам.

В силу пункта 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Постановлением уполномоченного должностного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу от 01 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении N ОВ-502/13 юридическое лицо - Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга (ИНН 7820033454, 196600, Санкт-Петербург, Пушкин, Октябрьский бульвар, д. 24) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб.

Обстоятельства административного правонарушения, как они изложены в Постановлении, состоят в следующем.

В ходе рейда с целью проверки соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, проведенного на основании приказа N ПВ-307/13-16 от 25 июня 2010 года выявлено, что неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на ул. Софийская (съезд с КАД в сторону Колпино, напротив Южной ТЭЦ), организован прием строительных отходов с включением бытового мусора, отходов грунтов с взиманием платы за их размещение.

В ходе осмотра территории несанкционированной свалки составлен протокол об осмотре принадлежащих юридического лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N ПВ-307/13-16 от 25 июня 2010 года, в котором зафиксировано следующее:

- площадь несанкционированной свалки ориентировочно составляет 300м х 300м,

- к месту размещения отходов организована подъездная грунтовая дорога,

- рядом с дорогой организован пункт охраны и приема отходов,

- расчет за размещение отходов производится наличными деньгами, что следует из объяснений водителей автотранспортных средств, находящихся на свалке в момент проведения проверки,

- разравнивание размещенных отходов производится с помощью техники (2 бульдозера - Caterpillar и Komatsu, техника без регистрационных номеров),

- прием отходов производится преимущественно в вечернее и ночное время суток,

- объем размещенных на несанкционированной свалке отходов визуально оценивается в сотни тысяч мі.

В ходе рейда установить лиц, непосредственно осуществляющих деятельность по приему и размещению отходов на несанкционированной свалке, не представилось возможным.

В ходе повторного рейда на основании Приказа от 19 июля 2010 года N ПВ-406/13-16 был проведен осмотр территории, расположенной по адресу: ул. Софийская, после съезда с КАД в сторону Колпино, напротив Южной ТЭЦ. В момент проведения осмотра на территории осматриваемой площадки установлено, что несанкционированная свалка продолжала функционировать, с целью размещения привезенных строительных отходов и отходов грунта на свалке находились грузовые автомобили. Этот факт зафиксирован протоколами осмотра N ПВ-406/13-16 от 19 июля 2010 года и N ПВ-406/13-16-1 от 19 июля 2010 года. Автотранспортные средства были задержаны, с водителей взяты объяснения.

Повторный рейд был осуществлен совместно с сотрудниками ОБЭП КМ УВД по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга с целью установления лиц, непосредственно осуществляющих деятельность по приему и размещению отходов. В письме из УВД по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга указано, что установить лица не представляется возможным.

В целях установления принадлежности земельного участка был сделан запрос в Управление Pocpeecтpa по Санкт-Петербургу. По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: ул. Софийская (съезд с КАД в сторону Колпино, напротив Южной ТЭЦ), государственный кадастровый учет в установленном порядке не проходил. Сведения о регистрации заявления о кадастровом учете данного земельного участка также отсутствуют. Одновременно с этим, по сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: ул. Софийская (съезд с КАД в сторону Колпино, напротив Южной ТЭЦ) и ограниченный КАД, Софийской улицей, Автозаводской улицей и Автозаводским проездом, входит в состав земель Пушкинского административного района.

Кроме того, в ходе административного расследования был сделан запрос в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, с целью получения информации о состоянии поверхностного плодородного слоя земельного участка, динамике загрязнения участка строительными отходами, а также получения результатов обследования земельного участка при проведении аэрофотосъемки. В ответ на запрос получены материалы аэрофотосъемки территории, ограниченной КАД, Софийской ул., Автозаводской ул. и Автозаводским проездом, за 2005, 2007, 2008, 2010 г.г. Проанализировав полученную информацию, установлено, что нарушение земельного участка началось в 2007 году. Ввоз и сброс на почву отходов на территорию земельного участка, осматриваемого в ходе рейдовых проверок, осуществлялся в период с 2008 по 2010 год. Таким образом, в период с 2008 по 2010 год на земельном участке на ул. Софийская (напротив Южной ТЭЦ) в результате ввоза с целью размещения и сброса на почву отходов образована несанкционированная свалка отходов (строительных отходов и отходов грунта).

На земельных участках, расположенных на территории Санкт-Петербурга, и собственность на которые не разграничена, функции пользователя земельного участка возлагаются на Администрации районов в соответствии с п. 3.16 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года N 1589 «О Комитете по управлению городским имуществом».

Одновременно с этим в соответствии с п. 2.3.9 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга», задачей администраций районов является «реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством», то есть осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды, в том числе земельного участка.

В соответствии с п. 2.4.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» задачей администраций районов является реализация мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга»:

3.4.64. В пределах своей компетенции контролировать уборку территорий района, обеспечение благоустройства, соблюдение чистоты и порядка па территории района.

Контролировать в установленном порядке проведение работ, которые могут повлиять на уровень благоустройства района.

Координировать деятельность по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.

В нарушение вышеперечисленного Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга в период с 2008 по 2010 год не приняла достаточных мер для предотвращения загрязнения земельного участка, расположенного по адресу ул. Софийская (съезд с К.ЛД в сторону Колпино, напротив Южной ТЭЦ) и ограниченный КАД, Софийской улицей, Автозаводской улицей и Автозаводским проездом.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Таким образом, согласно протоколам осмотра, строительные отходы с включением бытового мусора и грунт, ввезенные и сброшенные на почву земельного участка, находящегося на территории Пушкинского административного района Санкт-Петербурга, являются отходами производства и потребления.

В целях определения класса опасности отходов для окружающей природной среды в ходе административного расследования определением N ОВ-502/13 от 19 августа 2010 года было назначено проведение аналитической экспертизы. Проведение аналитической экспертизы было поручено ФГУ ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу. Составлен протокол отбора проб N ОВ-502/13 от 23 августа 2010 года.

По результатам проведения аналитической экспертизы получено экспертное заключение N 041-Э-10 от 22 сентября 2010 года: по результатам исследований было определено, что грунт загрязнен преимущественно строительными отходами (основными загрязнителями грунта во всех точках являются бой кирпича и щебень, в отдельных пробах были обнаружены значительные количества резины и лома черных металлов).

По результатам биотестирования грунт во всех пробах относится к V классу опасности для окружающей природной среды, то есть практически не опасным.

Согласно ст. 42 Федерального закона N 136-ФЗ от 25.10.2001 г. «Земельный кодекс Российской Федерации»: Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, но использованию земельных участков:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв па землях соответствующих категорий.

Согласно ст. 13 Федерального закона N 136-ФЗ от 25.10.2001 г. «Земельный кодекс Российской Федерации»:

1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель:

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно ст. 51 Федерального Закона РФ N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга не были приняты достаточные меры и не были организованы мероприятия по предотвращению образования свалки и ликвидации образовавшейся несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном на территории Пушкинского административного района. Кроме того в нарушение ст. 13; ст. 42 Земельного Кодекса РФ и ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» допущен систематический ввоз и сброс отходов на почву, а также на территорию земельного участка в период с 2008 по 2010 год по адресу: ул. Софийская (съезд с КАД в сторону Колпино, напротив Южной ТЭЦ) и ограниченный КАД, Софийской улицей, Автозаводской улицей и Автозаводским проездом.

Таким образом, бездействие (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий) Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга повлекло образование несанкционированной свалки отходов па территории земельного участка и нарушение требований ст.13; ст. 42 Федерального закона N 136-ФЗ от 25.10.2001 г. «Земельный Кодекс РФ», ст. 51 Федерального Закона РФ N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», п. 2.3.9. п. 2.4.4. п. 3.4.64. п. 3.4.67. п. 3.4.68 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 г. N1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга».

Учитывая длящийся характер совершаемого административного правонарушения, факт которого обнаружен и доказан 25 октября 2010 года, (руководствуясь ч. 2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.)

По результатам проведения административного расследования и учитывая все обстоятельства дела установлено, что ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, волной эрозии по предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель).

Суд не может согласиться с правомерностью оспариваемого Постановления.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5 КоАП РФ).

Определением от 22 ноября 2010 года суд обязал административный орган представить материалы дела об административном правонарушении в полном объеме. Из представленных материалов усматривается следующее.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, волной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Как видно из оспариваемого Постановления, Администрации вменяется в вину бездействие (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий), повлекшее образование несанкционированной свалки отходов па территории земельного участка.

Ни в оспариваемом Постановлении, не в ходе судебного разбирательства административным органом не указано, какие установленные требования и какие обязательные мероприятия не выполнены Администрацией.

Не указано также, невыполнение каких установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, волной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель допущено Администрацией.

Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга осуществляет полномочия в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга».

Данным Постановлением на Администрацию не возложены обязанности по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, волной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии с п. 3.4.68 Постановления N 1078 Администрация координирует деятельность по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.

Согласно п/п 9 п. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов отнесены вопросы ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора.

В нарушение ст. 27.8 КоАП РФ протоколы осмотра территорий от 25 июня 2010 года, от 19 июля 2010 года составлены без участия представителя Администрации, не уведомленной о совершении данного процессуального действия, в связи с чем не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.

Администрация с протоколами осмотра территории не ознакомлена, копии протоколов в адрес Администрации не направлены.

При отборе проб согласно протоколу от 13 августа 2010 года понятым не разъяснены их права и обязанности, предусмотренные нормами КоАП РФ.

Факт передачи отобранных проб на исследование документально не оформлен.

Наличие состава административного правонарушения административным органом не доказано, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности и дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

В оспариваемом Постановлении указано на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность за совершение административного правонарушения. При этом административный орган не обосновал правомерность применения к Администрации административной санкции в размере 45 000 руб., что превышает низший предел санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Правовые нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях носят императивный характер и подлежат обязательному применению при производстве по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Оспариваемое Постановление не соответствует требованиям КоАП РФ и подлежит отмене.

Требование заявителя подлежит удовлетворению.

Заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются (ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу от 01 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении N ОВ-502/13, вынесенное в отношении Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга (ИНН 7820033454, 196600, Санкт-Петербург, Пушкин, Октябрьский бульвар, д. 24).

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.

     Судья
Пилипенко Т.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-64144/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 09 декабря 2010

Поиск в тексте