• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 марта 2011 года Дело N А56-12204/2010

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2011 года. Полный текст решения изготовлен 23 марта 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Левченко Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лобсановой Д.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ООО "Инвего"

заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N11 по Санкт-Петербургу о признании незаконным бездействия и обязании возместить НДС при участии от заявителя никто не явился,

от заинтересованного лица - Дмитриева О.С., Терентьева П.А.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Инвего" (далее - ООО "Инвего", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в невозврате 49 309 234 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), и об обязании Инспекции произвести возврат на расчетный счет Общества суммы НДС, заявленной к возмещению по уточненной налоговой декларации по НДС за II квартал 2009 года в сумме 49 309 234 руб.

Решением суда первой инстанции от 01.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.09.2010, заявленные Обществом требования удовлетворены.

Постановлением от 02.12.2010 окружной суд отменил указанные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

От заявителя поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в обоснование которого он сослался на то, что у нового руководителя Общества, назначенного на должность 17.02.2011, отсутствует полный комплект первичных и бухгалтерских документов.

Инспекция возражает против удовлетворения ходатайства, ссылаясь на то, что Общество фактически не желает рассмотрения дела, подыскивая варианты затянуть его рассмотрение.

Это ходатайство судом отклоняется, поскольку к настоящему судебному заседанию у заявителя в лице его нового директора имелось достаточно времени для ознакомления с материалами дела.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, в соответствии с правилами части 2 статьи 200 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельство.

Общество 16.07.2009 представило в Инспекцию первоначальную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2009 года, а (соответственно) 30.09.2009 и 14.10.2009 - уточненные декларации по НДС за указанный налоговый период (номера корректировок - 1 и 2), подписанные генеральным директором Истратовым П.Ю. (том 1, листы 129 - 164).

ООО "Инвего" 05.11.2009 вновь представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2009 года (номер корректировки - 3), в соответствии с которой заявило к возмещению из бюджета 49 309 234 руб. этого налога, а также комплект документов для подтверждения права применения налоговых вычетов по НДС (согласно перечню - том 1, листы 11 - 12). Декларация от имени Общества также подписана генеральным директором Истратовым П.Ю.

Налоговый орган 18.11.2009 направил ООО "Инвего" требование N 2728 о представлении документов в связи с проводимой налоговой проверкой уточненной декларации по НДС за II квартал 2009 года.

В дальнейшем в Инспекцию поступила уточненная налоговая декларация ООО "Инвего" (номер корректировки - 4), поданная от имени Общества 25.12.2009 Истратовым П.Ю. как генеральным директором, в соответствии с которой сумма НДС, исчисленная Обществом с реализации и сумма налоговых вычетов, равна нулю.

Поскольку уточненная налоговая декларация (номер корректировки - 4) поступила до окончания камеральной проверки налоговой декларации (номер корректировки - 3), Инспекция в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ прекратила камеральную налоговую проверку ранее поданной уточненной декларации (номер корректировки - 3).

ООО "Инвего" 16.02.2010 направило в Инспекцию заявление о предоставлении акта камеральной налоговой проверки декларации по НДС за II квартал 2009 года, поданной 05.11.2009. Заявление подписано Анисимовой Г.В. как генеральным директором Общества.

Письмом от 15.03.2010 N 13-04/05646 Инспекция сообщила Обществу о проводимой камеральной налоговой проверке уточненной декларации (номер корректировки - 4), поданной 25.12.2009.

ООО "Инвего", считая, что налоговый орган допустил бездействие в виде непринятия в установленный законом срок решения по его уточненной налоговой декларации по НДС за II квартал 2009 года (номер корректировки - 3), поданной 05.11.2009, и полагая, что уточненная налоговая декларация за этот налоговый период (номер корректировки - 4) была подана 25.12.2009 неуполномоченным лицом, а потому не подлежит учету, обратилось с заявлением в арбитражный суд. Заявление подписано от имени Общества Анисимовой Г.В.

В обоснование заявленных требований Общество представило:

- решение единственного участника Общества Истратова Павла Юрьевича от 11.11.2009 N 2, в соответствии с которым Истратов П.Ю. с указанной даты освобожден от должности генерального директора ООО "Инвего", и на эту должность назначена Анисимова Г.В.;

- выписку из ЕГРЮЛ от 08.02.2010 N 19621А, в соответствии с которой директором Общества является Анисимова Г.В.;

- нотариально заверенные заявления Истратова П.Ю. от 17.11.2009 и 09.03.2010, в которых он подтвердил представление уточненной налоговой декларации в октябре 2009 года и просил признать незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате Обществу НДС, и обязать Инспекцию вернуть на расчетный счет ООО "Инвего" 49 309 234 руб. НДС по уточненной налоговой декларации за II квартал 2009 года;

- пакет документов, подтверждающих наличие у Общества права на возмещение спорной суммы НДС из бюджета.

Налоговый орган представил суду уточненную налоговую декларацию Общества по НДС за II квартал 2009 года (номер корректировки - 4), поданную 25.12.2009, а также собственноручно написанное Истратовым П.Ю. заявление от 25.12.2009, представленное им в Инспекцию и содержащее просьбу принять данную декларацию и "считать этот документ полноценным". Представлено также заявление Истратова П.Ю. от 04.12.2009, выполненное машинописным способом и заверенное подписью Истратова П.Ю., об аннулировании представленной от его имени как руководителя ООО "Инвего" налоговой и бухгалтерской отчетности, в том числе уточненной налоговой декларации по НДС за II квартал 2009 года. Налоговый орган указал, что на дату представления четвертой корректирующей налоговой декларации по НДС за II квартал 2009 года (25.12.2009) у него отсутствовали данные об изменении руководства Общества: по сведениям, которыми располагал налоговый орган, и данным ЕГРЮЛ генеральным директором организации оставался Истратов П.Ю. Следовательно, оснований для непринятия или отклонения четвертой уточненной декларации по НДС за спорный период у инспекции не имелось. В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Пунктом 4 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговая инспекция не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязана проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Пунктом 1 статьи 81 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В пункте 1 статьи 26 НК РФ закреплено право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (статья 27 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 80 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика (плательщика сбора либо налогового агента) или его представителя подписывать налоговую декларацию (расчет), подтверждая тем самым достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Статьей 28 названного Кодекса определено, что действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Согласно пункту 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Полномочия нового руководителя юридического лица, в том числе действовать от имени организации без доверенности, возникают с момента избрания его на эту должность общим собранием участников Общества, и, соответственно, полномочия генерального директора ООО "Инвего" Анисимовой Г.В. возникли с момента избрания ее на должность - с 11.11.2009.

Вместе с тем, приведенные положения пункта 1 статьи 53 ГК РФ и статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью должны рассматриваться с учетом положений пункта 3 статьи 52 ГК РФ и пункта 4 статьи 12 вышеназванного Закона.

В силу пункта 4 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации. Данным пунктом (абзац 3) Закона, а также пунктом 3 статьи 52 ГК РФ установлено, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) в государственных реестрах содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные этого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 5 Закона о регистрации предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений (в том числе, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) сообщить об этом в регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений.

В данном случае Анисимова Г.В., как следует из представленных заявителем документов, назначена на должность генерального директора Общества решением от 11.11.2009 N 2. В то же время в имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРЮЛ от 13.04.2010, сформированной на 25.12.2009 (том 1, листы 64 - 70), в качестве генерального директора ООО "Инвего" указан Истратов П.Ю. Из выписки из ЕГРЮЛ от 25.05.2010 (том 1, листы 113 - 125), сформированной по состоянию на это число, видно, что запись о внесении изменений в сведения о генеральном директоре организации внесена 08.02.2010. Нотариально заверенное заявление Общества об изменениях, поданное от его имени Анисимовой Г.В. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (копия - том 1, листы 86 - 93), датировано 29.12.2009. Из изложенного усматривается, что Общество не исполнило в установленный законом срок обязанности по уведомлению регистрирующего органа о внесенных изменениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 НК РФ изменения в сведениях об организации подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 данного Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Согласно материалам дела, налоговый орган после получения в декабре 2009 года четвертой уточненной налоговой декларации по НДС за II квартал 2009 года - то есть до окончания камеральной налоговой проверки третьей корректирующей декларации по этому налогу, прекратил камеральную проверку предыдущей декларации. При этом, что подтверждено и представителем Инспекции, суду кассационной инстанции в судебном заседании, Истратов П.Ю. был приглашен налоговым органом как руководитель для дачи пояснений по представленной им декларации. Истратов П.Ю. явился в Инспекцию, подтвердив свои полномочия именно как директора Общества, и подал также заявления от 25.12.2009 с просьбой принять уточненную налоговую декларацию ООО "Инвего" по НДС за II квартал 2009 года (номер корректировки - 4) и "считать этот документ полноценным", а позднее (04.12.2009) - заявление об аннулировании представленной от его имени как руководителя ООО "Инвего" налоговой и бухгалтерской отчетности, в том числе уточненной налоговой декларации по НДС за II квартал 2009 года. В обоих заявлениях указано, что они поданы добровольно, без чьего-либо принуждения, и ни в одном из них не содержится сведений о том, что им лично как единственным учредителем были внесены изменения в учредительные документы и что на эти даты директором Общества являлся не он, а какое-либо иное лицо.

Более того, в уточненной декларации по НДС за II квартал 2009 года, поданной от имени Общества Истратовым П.Ю. 30.09.2009 (номер корректировки - 1), в графе "сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета за данный налоговый период" уже была отражена сумма в размере 49 309 234 руб., впоследствии им вновь аннулированная путем подачи налоговой декларации от 14.10.2009, в которой отсутствовали названные спорные операции.

Общество предъявило нотариально заверенные заявления Истратова П.Ю. от 17.11.2009 и 09.03.2010, в которых он подтвердил представление уточненной налоговой декларации в октябре 2009 года и просил признать незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате Обществу НДС, и обязать Инспекцию вернуть на расчетный счет ООО "Инвего" 49 309 234 руб. НДС по уточненной налоговой декларации за II квартал 2009 года.

В целях устранения имеющихся противоречий суд определением от 18.01.2011 предложил участвующим в деле лицам (в первую очередь заявителю) обеспечить явку в судебное заседание Истратова П.Ю., от исполнения этого поручения и заявитель, и инспекция уклонились. Инспекция сослалась на то, что располагает собственноручно подписанными Истратовым заявлениями, которые он адресовал налоговому органу (суду представлены эти заявления в заверенных копиях: подлинники были изъяты, как отметили представители инспекции, в ходе производства выемки на основании постановления от 09 февраля 2011 года, вынесенного по уголовному делу N 3/4-31/11). Заявитель же вообще ни разу при новом рассмотрении дела не направил в заседание своего представителя.

Фактически действия налогоплательщика по последовательному представлению уточненных налоговых деклараций (пять) до окончания срока камеральной налоговой проверки предыдущей декларации и с показателями, когда в каждой последующей декларации сумма НДС заявлена к возмещению либо в размере 0 руб., либо в размере 49 309 234 руб., фактически лишили налоговый орган возможности по проведению проверки налоговой обязанности Общества за II квартал 2009 года в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. То есть Общество умышленно злоупотребляло предоставленными ему правами в целях препятствования налоговому органу проводить мероприятия налогового контроля.

При таких обстоятельствах заявленное обществом требование о признании незаконным бездействиях налогового органа удовлетворено быть не может. Из материалов дела следует, что фактически камеральная налоговая проверка по представленным Обществом декларациям налоговым органом проведена не была. Причиной этого, как уже было указано выше, явились умышленные действия самого Общества. Поскольку суд не вправе самостоятельно проводить камеральную налоговую проверку, не может быть удовлетворено и второе требование заявителя об обязании возместить НДС.

Судебные расходы по делу, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагаются на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении ходатайства заявителя (об отложении рассмотрения дела) отказать.

В удовлетворении основных требований отказать.

Судебные расходы по делу возложить на заявителя.

Взыскать с ООО «Ивенго» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Ю.П.Левченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-12204/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 23 марта 2011

Поиск в тексте