АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года Дело N А56-9331/2011

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Соколовой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Межрайонная ИФНС России N16 по Санкт-Петербургу заинтересованное лицо ООО "Невский шанс" о привлечении к административной ответственности при участии

от заявителя: Морозова О.А., доверенность от 13.04.2011 N17-11/04837, от заинтересованного лица: не явился, извещен,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Невский шанс» (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал требование о привлечении Общества к административной ответственности; просил назначить Обществу административное наказание без конфискации электронного оборудования, поскольку на данное оборудование арест не накладывался.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Инспекции, суд установил следующее.

01.02.2011 сотрудниками Инспекции на основании поручения N45 проведена проверка по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2006 N244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в принадлежащем Обществу помещении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 52/15.

В ходе осмотра установлено и зафиксировано в протоколе осмотра от 01.02.2011, что в помещении находится электронное оборудование (лототрон) «Лотоматик» в количестве 5 штук, в реализации имеются лотерейные билеты Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Золотой запас» по цене билета 100 рублей.

В ходе проверки установлено, что в помещении проводится лотерея с использованием электронного оборудования (аппараты лотерейные), а именно, покупая лотерейные билеты, а фактически, чтобы быть допущенным к игре, участник вносит деньги оператору-кассиру, после чего он активирует баланс автомата и участнику предоставляется право принять участие в азартной игре - выиграть денежный приз.

Вместе с тем материальный выигрыш при использовании данного оборудования, как и у игровых автоматов, определяется случайным образом устройством, находящимся в составе такого игрового оборудования, без которого данное игровое устройство не будет работать. Участник, используя установленную в оборудование специальную программу, фактически осуществляет игру и определяет размер материального выигрыша.

Полагая, что фактически Обществом осуществляется деятельность в сфере организации и проведения азартных игр с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов, без специального разрешения (лицензии), Инспекция 21.02.20100 составила протокол об административном правонарушении N66/2, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол и иные материалы проверки направлены в суд для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон N138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом; выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи; проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В силу пункта 14 статьи 2 Закона N138-ФЗ лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование. Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам. В отличие от игрового автомата на лотерейном нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2008 N05-03-08/19 и в письме Ростехрегулирования от 20.03.2008 NВП-101-26/1451, основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Наличие или отсутствие у автомата устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей не свидетельствует об отсутствии у оборудования признаков игрового автомата. В остальном корпуса идентичны друг другу.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N244-ФЗ) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

В соответствии с положениями Закона N244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных названным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (часть 1 статьи 5 Закона N244-ФЗ). Игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным Законом (часть 4 статьи 5 Закона N244-ФЗ); игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (часть 5 статьи 5 Закона N244-ФЗ).

В статье 9 Закона N 244-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

Из части 9 статьи 16 Закона N 244-ФЗ следует, что деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, должна быть прекращена 01.07.2009.

Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу данного закона возможно только на территории игорных зон в соответствии с установленным разрешительным порядком.

Таким образом, законодатель определил два обязательных условия осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр: первое -осуществление данной деятельности только при наличии соответствующего разрешении (лицензии), второе - осуществление данной деятельности только в определенных игорных зонах.

Осуществляемая Обществом деятельность не отвечает требованиям Закона N138-ФЗ, фактически под видом распространения лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Золотой запас», Общество в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 3, пункта 4 статьи 5, статьи 13, пункта 1 статьи 16 Закона N244-ФЗ осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и по проведению азартных игр с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов без специального разрешения в игорном заведении, открытом вне игровой зоны. Факт осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.1 КоАП РФ: осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Процессуальных правонарушений в ходе административного производства судом не установлено; на момент рассмотрения дела установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности не истек.

При таких обстоятельствах заявление о привлечении Общества к административной ответственности суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Поскольку из материалов дела не усматривается обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить Обществу наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Невский шанс» (ИНН 7814440405) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

     Судья
Соколова Н.Г.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка