АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2011 года Дело N А56-14426/2011
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2011 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Королевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко К.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Санкт-Петербурге заинтересованное лицо ООО "АИК" о запрете деятельности по организации общественного питания при участии
от заявителя предст.: Ермолаевой-Маковской А.Н. (доверенность от 25.04.2011 N 30); Прокофьева А.А. (доверенность от 31.12.2010 N 69)
от заинтересованного лица предст.: Артеменко Д.В. (доверенность 10.05.2011 г. N 1); Кузакова А.И. (решение N 3 от 14.05.11 г.)
установил:
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Санкт-Петербурге (далее Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о запрещении деятельности по организации общественного питания ООО "АИК" (далее Общество), в связи с установленными фактами грубых многочисленных нарушений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства при проверке кафе, принадлежащего Обществу и расположенного в жилом доме по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, д. 10, к. 4.
Проверка производилась на основании обращений жильцов дома об ухудшении условий проживания в связи с деятельностью Общества, нарушающего законодательство в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Управление поддержало заявленное требование, ссылаясь на многочисленные нарушения Обществом санитарных правил и невозможность устранить все выявленные нарушения, подтвердило, что многие нарушения были устранены.
Общество просило отклонить требование Управления, считает, что все нарушения носят устранимый характер
В судебном заседании Управление просило в случае необходимости вызвать свидетеля - жильца из квартиры N 1 для подтверждения непрекращающихся нарушений.
Общество считает, что необходимости в допросе свидетеля нет, поскольку, по мнению Общества, показания, полученные от свидетеля, будут носить субъективный характер.
Ходатайство отклонено судом.
Стороны изложили свои позиции, выступили в прениях, представили все доказательства и согласились рассмотреть дело по существу заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд определил:
1. Закончить подготовку дела к судебному разбирательству;
2. Рассмотреть дело по существу в этом же судебном заседании.
Выслушав доводы обеих сторон и, рассмотрев материалы дела, суд находит требование Управления обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по извлечению прибыли путем организации общественного питания населения в принадлежащем ему кафе, расположенном в жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, д. 10, корп. 4.
Кафе «У Иванича», принадлежащее Обществу, представляет собой помещение площадью 104 кв.м и расположено на цокольном этаже жилого дома (ранее Общежитие), имеет обеденный зал 56 кв.м (посадочных мест 36 + 7 в отдельной комнате), кухню 18 кв.м.
Кафе «У Иваныча» осуществляет свою деятельность с 2000 г.; при открытии кафе меню было ограниченным, позднее кафе специализировалось на реализации алкогольных и безалкогольных напитков и функционировало как бар.
В настоящее время меню кафе стало разнообразным, а часы работы сократились с 02 час. ночи до 23 часов.
Управлением совместно с Прокуратурой Калининского района Санкт-Петербурга в ходе проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в кафе Общества указанному выше допускаются грубейшие нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
В частности, было установлено:
1) Уровни шума от работы размещенной в кафе музыкальной аппаратуры, эксплуатации кондиционера, приточного и вытяжного вентиляторов превышают допустимые требования для дневного и ночного времени суток.
В соответствии с п.2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее - Санитарные правила) при размещении организаций общественного питания не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
В силу п.6.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» допустимые уровни шума в жилых помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
2) Приточно-вытяжная вентиляция в кафе не оборудована в соответствии с требованиями санитарного законодательства (имеющаяся в кухонном помещении приточно-вытяжная вентиляция размонтирована, в складских помещениях отсутствует). В связи с этим в расположенные выше жилые помещения проникают запахи от приготавливаемых блюд, что ухудшает условия проживания граждан.
Согласно п.4.4 Санитарных правил производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
3) Система вытяжной вентиляции не выведена выше конька крыши на один метр.
В соответствии с п.4.6 Санитарных правил устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения.
Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.
4) Нарушается поточность технологических процессов (имеют место встречные потоки сырья и готовой продукции).
В соответствии с п.8.1 Санитарных правил при приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий необходимо строго соблюдать поточность технологических процессов.
Согласно п.5.1 Санитарных правил объёмно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
5) Отсутствуют условия для обработки плодо-овощной продукции, мяса, рыбы, что может привести к микробному и паразитологическому загрязнению готовых блюд в кафе.
В соответствии с п.8.4 Санитарных правил обработка сырых и готовых продуктов производится раздельно в специально оборудованных цехах.
6) При хранении скоропортящихся продуктов не ведется контроль за условиями хранения (отсутствуют термометры).
В силу п.7.12 Санитарных правил хранение особо скоропортящихся продуктов осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов.
Указанные нарушения были зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 13.05.2011 г., постановлениях от 31.05.2011 г. N Ю 78-02-08-957 N 78-02-08-5-958.
Общество не отрицает, что на кухне отсутствует достаточное количество моек для приготовления блюд из сырых и вареных овощей, мяса, рыбы, гастрономии, а приточно-вытяжная вентиляция по уровню шума не соответствует санитарным нормам.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ N 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила,
В соответствии со ст. 11 Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона индивидуальные предприниматели обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства носят неустранимый характер и создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, могут привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отправлений), а продолжение Обществом организации общественного питания населения с грубыми нарушениями действующего законодательства может нанести в будущем существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О защите прав потребителей» Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу вправе обращаться с иском о запрещении деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. То есть правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.
Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть установлены обстоятельства, свидетельствующие о неустранимости выявленных нарушений, наличие которых создает угрозу причинения вреда.
Суд тщательно исследовал фактические обстоятельства дела и установил, что размеры кухни - 18 кв.м не позволяют соблюсти Обществу все санитарные правила.
Продолжение Обществом дальнейшей деятельности в качестве предприятия общественного питания с нарушениями действующего законодательства может нанести в будущем существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства.
Ссылка Общества на отсутствие фактов причинения вреда здоровью граждан не может быть принята во внимание, поскольку одной из основных задач Управления является профилактическая работа в области соблюдения юридическим лицом санитарно-эпидемиологического законодательства в области общественного питания.
Представленными материалами подтверждены факты грубого нарушения Обществом санитарных правил и норм и невозможности их устранения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине взыскиваются с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 167-170, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», арбитражный суд
решил:
Запретить ООО "АИК" осуществлять деятельность по организации общественного питания населения по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, д. 10, корп. 4.
Взыскать с ООО "АИК" в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья
Королева Т.В.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка