АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 августа 2011 года Дело N А56-28832/2011

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 09 августа 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Троховой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Казихановой В.С. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - УВД по Выборгскому району Ленинградской области

заинтересованное лицо - ООО "Лагуна" о привлечении к административной ответственности при участии

от заявителя - не явился (извещен)

от заинтересованного лица - не явился (извещен)

установил:

УВД по Выборгскому району Ленинградской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Лагуна" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.

Заявитель и заинтересованное лицо о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились. В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ дела рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 05 мая 2011 года в 22 часа 30 минут осуществлена проверка деятельности интерактивного клуба принадлежащего Обществу с ограниченной ответственностью «Лагуна», расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Декабриста Лунина, дом 1, лиг. Л. В ходе проводимой проверки вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 13 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

05.05.2011 уполномоченным лицо Управления составлен протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В ходе проведенного осмотра было установлено, что в помещении, находится 12 электронных аппаратов - информационных киосков в рабочем состоянии (изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов от 05.05.2011) и один терминал для приема платежей.

На момент составления протокола в клубе находилась пять посетителей, которые осуществляли азартную игру на информационных киосках. Посетители Гусаров С.А., Орлов А.Е., Орлова С.А.в своих объяснениях указали, что 05 мая 2011 года около 22 часов 45 минут они зашли в интерактивный клуб, расположенный по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Д.Лунина, дом 1, лит. А.. где осуществляли азартную игру, на информационных киосках. Осуществление азартной игры происходило следующим образом: посетитель Интерактивного клуба производит оплату с использованием платежного терминала системы «GLOBAL PAY» и в подтверждении оплаты получает квитанцию с GPM-кодом. После чего вводит указанный в квитанции GPM код в информационный киоск и осуществляет азартную игру.

По факту осуществления обществом деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием сети Интернет без специального разрешения вне игорной зоны 19.05.2011 должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении N 6731 по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с положениями статьи 23.1 КоАП РФ протокол и материалы проверки направлены в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения по организации и проведению азартных игр в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Согласно статье 4 Закона N 244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Требованиями статьи 5 названного закона определено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.

Согласно статье 9 названного закона на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов РФ: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область.

В соответствии со статьей 14 закона вне игорных зон может быть организована деятельность букмекерских контор и тотализаторов, в которых не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов и игровых автоматов.

Статьей 16 закона установлены обязательные требования о наличии соответствующей лицензии на право осуществления названной деятельности, а также иные требования о размещении игорных заведений, наличии иных обязательных условий осуществления деятельности.

В соответствии с частью 6 статьи 16 закона деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 данной статьи должна быть прекращена до 1 июля 2007 года. В соответствии с частью 9 названной статьи деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр во вне игорной зоне должна быть прекращена до 01.07.2009, за исключением букмекерских контор и тотализаторов.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Исходя из системного толкования норм Закона N 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.

Запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Такая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 N 5889/10.

В данном случае в деятельности Общества усматривается попытка замаскировать азартные игры и представить организацию азартных игр как работу интерактивного клуба с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр.

Учитывая изложенное, в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем заявленное требование не подлежит удовлетворению ввиду того, что в ходе производства по делу об административном правонарушении заявителем не был соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае неявки законного представителя юридического лица, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N46) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Как видно из материалов дела, заказным письмом в адрес Общества была направлена информация о том, что протокол об административном правонарушении будет составлен 14.05.2011 в 11-00.

Вместе с тем протокол об административном правонарушении был составлен 19.05.2011 в отсутствии представителей Общества.

Доказательств надлежащего уведомления законного представителя Общества об изменении даты составления протокола об административном правонарушении суду не представлено.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие подтверждения надлежащего уведомления Общества о месте и времени совершения такого процессуального действия Управление существенно нарушило права лица, привлекаемого к ответственности.

В силу пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая изложенное, заявление Управления о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

Информационные киоски, изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов от 05.05.2011, в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ подлежат возврату Обществу с ограниченной ответственностью «Лагуна».

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления УВД по Выборгскому району Ленинградской области о привлечении ООО «Лагуна» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Информационные киоски, изъятые согласно протоколу изъятия вещей и документов от 05.05.2011, возвратить ООО «Лагуна».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

     Судья
Трохова М.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка