АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 августа 2011 года Дело N А56-30237/2011

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2011 года. Полный текст решения изготовлен 09 августа 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ресовской Т.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ладиной М.М. рассмотрев в судебном заседании дело по иску: заявитель: ОАО «Сфера»

заинтересованное лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе о признании незаконным и отмене постановления при участии

- от заявителя предст. Мышкина Н.А. по доверенности от 01.06.2011 б/н

- от заинтересованного лица предст. Гармашова О.Л. по доверенности от 09.02.2011 N72-11-пи-н/2013

установил:

Открытое акционерное общество «Сфера» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Региональное отделение, административный орган) от 02.09.2009 N 72-09-612/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 367-2009-Ю-002-002.

Определением от 07.07.2011 судом по ходатайству заявителя был восстановлен срок обращения с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Заинтересованное лицо просит в удовлетворении требования отказать, ссылается на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил.

Как следует из материалов дела, Региональным отделением было установлено, что Обществом не представлены в региональное отделение списки аффилированных лиц, составленные по итогам 1-го квартала 2009 года и 4-го квартала 2008 года.

По результатам проверки должностным лицом Регионального отделения 22.06.2009 был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Постановлением от 02.09.2009 N 72-09-612/пн Общество было привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией в виде штрафа в размере 850000 руб.

Общество, посчитав данное постановление административного органа незаконным, оспорило его в судебном порядке.

Согласно части 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 1 статьи 92, части 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон N 208-ФЗ), Общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу пунктов 8.1.1, 8.5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, открытое акционерное общество обязано раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества в форме списка аффилированных лиц.

В соответствии с требованиями пункта 8.5.3 Положения (в редакции, действовавшей до 01.07.2009), акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом в списке отдельным разделом должны быть указаны изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц акционерного общества в течение отчетного квартала.

Таким образом, список аффилированных лиц, составленный на дату окончания 1 квартала 2009, должен быть представлен в регистрирующий орган в срок не позднее 15.05.2009 г.

Как следует из материалов дела, Обществом в установленный срок необходимые сведения в региональное отделение не представлены, что означает наличие в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).

Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер, направленных на своевременное исполнение требований законодательства, в материалы дела не представлено.

Однако суд считает оспариваемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 23.04.2009 N 09-14/пз-н внесены изменения в пункт 8.5.3 Положения, согласно которым акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.

Исходя из анализа указанных выше норм права, у акционерного общества с 01.07.2009 (момента вступления в законную силу изменений пункта 8.5.3 Положения) отсутствовала обязанность представления списков аффилированных лиц в письменной форме, за неисполнение которой оно привлечено к административной ответственности.

Таким образом, новая редакция пункта 8.5.3 Положения исключает событие инкриминируемого заявителю административного правонарушения.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 1 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Поскольку оспариваемое постановление административного органа принято 02.09.2009, то есть после отмены обязанности представления списка аффилированных лиц в письменной форме, данное обстоятельство исключает привлечение Общества к административной ответственности, поскольку изменение законодательства улучшило положение акционерного общества

При таких обстоятельствах вынесенное Региональным отделением постановление о привлечении ОАО «Сфера» к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 02.09.2009 N72-09-612/пн о назначении административного наказания ОАО «Сфера».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

     Судья
Ресовская Т.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка