АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 августа 2011 года Дело N А56-22726/2011

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2011 года. Полный текст решения изготовлен 17 августа 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Анисимовой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Болотовой Л.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга, заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью «Региональный правовой центр «Приоритет», о взыскании 8952 руб. 50 коп. при участии от заявителя: Гурин К.В. по доверенности от 04.07.2011, от заинтересованного лица: Емельянов А.А. (протокол N11/10 от 15.12.2010),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с ООО «Региональный правовой центр «Приоритет» (далее - Общество, страхователь) 8952 руб. 50 коп. штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В судебном заседании представитель Управления поддержал требования.

Общество возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив представленные материалы, заслушав представителей сторон, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органом, осуществляющим данный учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ, который обязан обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений о застрахованных лицах (работающих гражданах), представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями данных сведений (статья 16 Закона).

Страхователи, к которым Закон N27-ФЗ относит и организации, и предпринимателей обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (статья 11 Закона).

В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.

Согласно части 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и/или недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся сумм за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

Общество не представило в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период - 1 полугодие 2010 года. Фактически указанные сведения были представлены 26.08.2010, отправлены 13.08.2010 по телекоммуникационным каналам связи (оператор ООО «Компания «Тензор») на основании Соглашения N1281 от 10.12.2009 об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

На основании Описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР, Протокола приема индивидуальных сведений (форма АДВ6-2) от 26.08.2010 размер причитающихся платежей за отчетный период - 1 полугодие 2010 года составил 89525 руб.

Производство по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается Федеральным законом от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N212-ФЗ).

Руководствуясь статьями 22, 39 Закона N212-ФЗ Управлением составлен акт камеральной проверки от 26.08.2010 N68/1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесено решение N68/1 от 28.09.2010 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, в виде штрафа в размере 8952 руб. 50 коп.

На основании указанного решения Управление направило Обществу требование N68/1 от 26.10.2010 об уплате финансовой санкции в срок до 19.11.2010, которое на момент рассмотрения спора добровольно страхователем не исполнено.

В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона N212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 40 Закона N212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).

Статьей 42 Закона N212-ФЗ установлено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Согласно пункту 1 статьи 43 Закона N212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);

3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (пункт 2 статьи 42 Закона N212-ФЗ).

Судом на основании объяснений заявителя установлено, что 27.07.2010 Общество по телекоммуникационным каналам связи в ООО «Компания «Тензор» направило файлы с индивидуальными сведениями. Как следует из письма ООО «Компания «Тензор» исх. N1639 от 25.03.2011, указанные сведения не были обработаны по причине искажения сертификата ответственного лица ПФ, произошедшего в результате технического сбоя при автоматическом обновлении программного обеспечения СБиС++ «Электронная отчетность» на стороне страхователя.

В связи с указанными обстоятельствами Общество 13.08.2010 повторило процедуру представления сведений, которые были получены Управлением, о чем свидетельствует составленный Управлением протокол приема индивидуальных сведений от 26.08.2010.

Общество ссылается на отсутствие его вины в совершении правонарушения.

Судом принято во внимание, что между Управлением и Обществом подписано соглашение N1281 от 10.12.2009 об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с пунктом 3.2. указанного соглашения информационный обмен стороны осуществляют в соответствии с «Технологией обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», «Регламентом обеспечения безопасности при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи» распоряжения Правления ПФР от 11.01.2007 N190р, размещенного на официальном сайте ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и «Порядком информационного обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», изложенным в Приложении 1 к соглашению.

В соответствии с «Порядком информационного обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации» (далее - Порядок) «абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение Абонента. При представлении Абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах Абонент соблюдает следующий порядок:

- Формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган ПФР.

- Проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ.

- Обеспечивает достоверность передаваемых документов.

- После подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

- Факт доставки документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР.

В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.

В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.

Отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве.

Если страхователь не получил от органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке сведений или протокол контроля сведений, он заявляет органу ПФР о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений».

Из материалов дела не усматривается, что Общество в соответствии с указанным Порядком, направив 27.07.2010 по телекоммуникационным каналам связи файлы с индивидуальными сведениями и не получив в течение 2 рабочих дней с момента отправки документа квитанцию о его доставке в орган ПФР, заявило в Управление о данном факте с целью выяснить причину отсутствия квитанции. Общество повторило процедуру представления сведений только 13.08.2010, то есть с нарушением установленного Законом N27-ФЗ срока.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ.

Ссылки заинтересованного лица на положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не принимаются судом, поскольку отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Таким образом, в данном случае отсутствуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 43 Закона N212-ФЗ. Неисполнение обязанности, установленной законом, носит противоправный характер вне зависимости от наступивших последствий.

При таких обстоятельствах, Управление правомерно привлекло Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ.

Как усматривается из оспариваемого решения, при рассмотрении материалов проверки и определении размера подлежащей взысканию с Общества суммы штрафа, Управлением не исследовался вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя.

Согласно статье 44 Закона N212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ).

Исследовав и оценив в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства, суд признает смягчающими ответственность Общества в совокупности следующие обстоятельства: незначительный период просрочки представления сведений, совершение правонарушения впервые, переход Обществом с 2010 года на систему передачи отчетности в электронном виде, и считает необходимым и справедливым снизить размер штрафа до 1000 руб.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Общества взыскивается государственная пошлина по делу в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональный правовой центр «Приоритет» (ИНН 7804148360, ОГРН 1027802520173) в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации штрафные санкции в размере 1000 руб.

В остальной части в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональный правовой центр «Приоритет» (ИНН 7804148360, ОГРН 1027802520173) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2000 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

     Судья
Анисимова О.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка