АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2011 года Дело N А56-21511/2011

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Анисимовой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Болотовой Л.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: ООО «Жилкомсервис Кронштадтского района»,

заинтересованное лицо: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах,

об оспаривании постановления NЮ78-05-05/497 от 07.04.2011 по делу об административном правонарушении при участии: от заявителя: Евсюкова О.Н. по доверенности от 11.01.2011, от заинтересованного лица: Могилевич В.И. по доверенности от 31.12.2010,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Кронштадтского района» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах (далее - Управление) NЮ78-05-05/497 от 07.04.2011 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на правомерность привлечения Общества к административной ответственности.

Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, на основании обращений граждан Орловой А.А., Заходякина А.М. и распоряжения Управления N78-05-05/385 от 03.03.2011 проведена внеплановая проверка соблюдения ООО «Жилкомсервис Кронштадтского района» требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.

В ходе проверки Управлением выявлено допущенное Обществом нарушение, выразившееся в непредоставлении гражданам Орловой А.А., проживающей по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Карла Либкнехта, д. 17, кв. 22, и Заходякину А.М., проживающему по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Советская, д. 41, кв. 9, информации о стоимости, изменении размера платы за услугу «отопление», перерасчете за предоставленную услугу «отопление» за отопительный период 2009 - 2010 год.

По результатам проверки Управлением составлен акт N78-05-05/385 от 31.03.2011, на основании которого в отношении Общества составлен протокол NЮ78-05-05/385 от 01.04.2011 об административном правонарушении.

Постановлением NЮ78-05-05/497 от 07.04.2011 по делу об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, приживающим на законных основаниях в жилых помещениях, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 (далее - Правила N307).

Обязанность Общества, как управляющей организации, информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления, предусмотрена пунктом 13 статьи 155 ЖК РФ.

Согласно пункту 37 Правил N307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за которым производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Пункт 38 Правил N307 устанавливает, что платежный документ должен содержать, в том числе, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов. В соответствии с подпунктом «д» данного пункта Правил в платежном документе указываются сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований и другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

Пунктом 42 Правил N307 предусмотрено, что информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

В счета СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг от 08.12.2010 внесена сумма перерасчета платы за отопление, содержится информация для потребителей о произведенном перерасчете платы за отопление «в связи с требованиями постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N307 в декабре произведена корректировка платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 год, связанных с пониженной температурой наружного воздуха в 1 квартале 2010 года». Сведения о включении в счета СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за ноябрь 2010 года информации об изменении платы за отопление отсутствуют.

В данном случае в представленных платежных документах (счетах-квитанциях) к оплате за декабрь 2010 года плательщикам Орловой А.А., Заходякину А.М. выставлена «корректировка» за услугу «отопление». Таким образом, данный документ содержит информацию об изменении (перерасчете) платы за коммунальные услуги - «отопление». В результате корректировки, произведенной Обществом, произошло изменение размера платы за коммунальные услуги по отоплению относительно размера ранее произведенной оплаты.

Управляющей организацией не представлены документы, подтверждающие информирование потребителей в письменной форме об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее, чем за 30 дней до даты предоставления потребителю платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению прав потребителей, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, направив гражданам Орловой А.А., Заходякину А.М., требование об оплате перерасчета за услугу «отопление», отраженное в квитанциях за декабрь 2010 года, Общество, тем самым нарушило права потребителя жилищно-коммунальных услуг на своевременное получение необходимой и достоверной информации об услуге, что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Иные обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 01.04.2011 и оспариваемом постановлении, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Общество было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, что не оспаривается заявителем.

Несоблюдение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является достаточным основанием для признания незаконным постановления по делу об административном правонарушении. Из разъяснений пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении относится к несущественным недостаткам протокола, поскольку этот срок не является пресекательным.

Однако согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Применительно к рассматриваемой ситуации законодателем предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Санкцией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от пяти до десяти тысяч рублей. В данном случае Обществу определено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Принимая во внимание отсутствие сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, суд считает, что имеются основания для назначения наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и изменяет меру ответственности, назначенную Управлением, на предупреждение.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Изменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах NЮ78-05-05/497 от 07.04.2011 о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Кронштадтского района» административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания, назначив обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Кронштадтского района» административное наказание по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Анисимова О.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка