ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2004 года Дело N КА-А40/11104-03


[Установив, что заявитель правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной  ст.8 Закона г.Москвы "О государственном контроле за учетом, регистрацией и использованием объектов нежилого фонда в городе Москве" за правонарушение, выразившееся в использовании объектов нежилого фона с нарушением порядка оформления прав на объект нежилого фонда, кассационная инстанция признала оспариваемое постановление правомерным и отказала в иске]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

ЗАО "НТФ "Энергопрогресс" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии по рассмотрению правонарушений в сфере учета, регистрации и использования объектов нежилого фонда в г.Москве (далее - ОАТИ г.Москвы) от 10.09.2003 N 2617/54523/16-03 о привлечении к административной ответственности по ст.8 Закона г.Москвы от 02.04.97 N 7 "О государственном контроле за учетом, регистрацией и использованием объектов нежилого фонда в городе Москве", за использование помещения без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов.

Решением суда от 18 ноября 2003 года удовлетворены требования ЗАО "НТФ "Энергопрогресс" оспариваемое постановление признано недействительным.

Не согласившись с выводами суда, ОАТИ Правительства Москвы, настаивает на отмене судебного акта, мотивируя тем, что судом неправильно применен Закон г.Москвы "О государственном контроле за учетом, регистрацией и использованием объектов нежилого фонда в городе Москве", в силу ст.8 которого ответственность наступает за использование объектов с нарушением порядка оформления. Неправильно также применен п.5.10 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 13.08.96 N 689-ПП, указанный пункт не применялся. Факт правонарушения документально доказан.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы сторон, проверив в порядке ст.174 АПК РФ правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит решение суда подлежащим отмене.

Признавая незаконным постановление ОАТИ г.Москвы от 10.09.2003 N 2617/54523/16-03 о привлечении к административной ответственности по ст.8 Закона г.Москвы от 02.04.97 N 7 "О государственном контроле за учетом, регистрацией и использованием объектов нежилого фонда в городе Москве", признавшим виновным в совершении нарушения порядка и правил учета использования объекта нежилого фонда, выразившимся в использовании муниципального нежилого помещения без согласия собственника и оформления прав владения, суд исходил из того, что ответчиком не доказан как сам факт совершения правонарушения. При этом суд указал на то, что в силу ст.615 ГК РФ ответственность перед арендодателем несет арендатор и обязанность согласования с собственником на передачу помещений в субаренду возложена на арендатора, который и должен нести ответственность за ненадлежащее оформление.

С выводами суда нельзя согласиться. Ошибочность выводов суда связана с неправильным применением норм материального права.

Порядок пользования арендованным имуществом определяется ст.615 ГК РФ, в силу п.2 которой арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Указанное положение корреспондирует порядку, установленному п.5.10 "Положения о порядке учета и оформления прав на объекты нежилого фонда в г.Москве", которым допускается сдача нежилого помещения в субаренду только с согласия Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы.

Согласно п.п.5.4, 5.5 Положения о порядке учета и оформления прав на объекты нежилого фонда (здания, сооружения, нежилые помещения) в г.Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 N 689 фактическая передача нежилого помещения в аренду и субаренду осуществляется после заключения договора аренды и субаренды, согласно которым заинтересованными юридическими или физическими лицами (граждане, должностные лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) оформляется акт приемки-передачи имущества, который утверждается Департаментом имущества города Москвы или его территориальным агентством. Договор аренды и субаренды (в которых отражаются условия передачи нежилого помещения) оформляется Департаментом имущества города Москвы или его территориальным агентством по обращении арендатора и субарендатора к собственнику в лице Департамента имущества города Москвы.

В связи с чем не основаны на законе выводы суда о том, что обязанность оформления возложена на арендодателя, более того они противоречат вышеуказанной норме, устанавливающей обязанность, в том числе и субарендатора, обратиться к собственнику в лице Департамента имущества города Москвы.

Согласно ст.8 Закона г.Москвы от 02.04.97 N 7 "О государственном контроле за учетом, регистрацией и использованием объектов нежилого фонда в г.Москве" использование объектов нежилого фонда с нарушением порядка оформления права на объект нежилого фонда влечет наложение штрафа на юридических лиц от 80 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что право пользования арендованным помещением возникает у субарендатора с момента заключения договора и его оформления к ответственности привлекается пользователь помещения за фактическое использование помещений без надлежащего оформления.

Кроме того, наступление ответственности, установленной ст.8 Закона, не ставится в зависимость от обязанности того или иного лица обратиться с инициативой заключения договора субаренды. Что свидетельствует о неправильности выводов суда об отсутствии вины ЗАО "НТФ "Энергопрогресс", в связи с неисполнением обязанности по оформлению договорных отношений арендодателем, поскольку указанный вывод суда основан на неправильном применении вышеуказанных норм права.

Судом установлено, что ЗАО "НТФ "Энергопрогресс" занимает помещение, расположенное по Колокольному переулку, д.13/5, стр.1, являющееся муниципальной собственностью, без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов.

Представленный заявителем договор оказания эксплуатационно-бытовых услуг от 05.12.2002, заключенный с ГУП "Минтопэнерго" не может свидетельствовать о соблюдении требований закона по надлежащему оформлению права пользования нежилым помещением.

Факт ненадлежащего оформления права на занимаемое обществом помещение, а именно отсутствие согласия ДГМИ подтвержден протоколом N 54523/16 от 04.08.2003 и заявителем не оспаривается.

При таких обстоятельствах ЗАО "НТФ "Энергопрогресс" правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной п.8 Закона г.Москвы N 7 от 02.04.97 за правонарушение, выразившееся в использовании объектов нежилого фона с нарушением порядка оформления прав на объект нежилого фонда.

Оспариваемое постановление Административной комиссии принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и оснований для признания его недействительным у суда не было.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.

Поскольку судом первой инстанции фактические обстоятельства по делу установлены, на основании всестороннего исследования доказательств и дополнительного исследования не требуется, суд кассационной инстанции счел возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Что же касается возражений истца о том, что ответственность за ненадлежащее оформление договора и получение согласия ДГМИ должен нести арендатор, несостоятельны и не основаны на законе.

Суд, руководствуясь ст.ст.174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 18 ноября 2003 года по делу N А40-41660/02-79-248 отменить.

В удовлетворении исковых требований ЗАО "НТФ "Энергопрогресс" о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии по рассмотрению правонарушений в сфере учета, регистрации и использования объектов нежилого фонда в г.Москве от 10.09.2003 N 2617/54523/16-03 о привлечении к административной ответственности по ст.8 Закона г.Москвы от 02.04.97 N 7 "О государственном контроле за учетом, регистрацией и использованием объектов нежилого фонда в городе Москве" и взыскании штрафа отказать.

     Председательствующий

Судьи

Текст документа сверен по:

рассылка