ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2003 года Дело N Ф09-2604/03АК


[Суд правомерно пришел к выводу о нарушении инспекцией установленного законом срока возврата истцу излишне уплаченного налога и об обязанности налогового органа произвести возврат данной суммы с начислением на нее процентов в соответствии со ст.78 НК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г.Лесному Свердловской области (далее - инспекция) на решение от 13.05.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-9333/03 по заявлению предпринимателя Тарасевич Е.С. к инспекции об обжаловании бездействия должностных лиц налогового органа.

В заседании принял участие представитель заявителя - Митин Д.В. по доверенности от 17.03.2003.

Представители инспекции, извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли.

Права и обязанности разъяснены. Отводы составу суда не заявлены. Ходатайств не поступило.

Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконным бездействия должностных лиц инспекции в связи с непринятием решения о возврате из бюджета излишне уплаченного единого социального налога в сумме 45877 руб., обязать инспекцию принять решение о возврате из бюджета указанной суммы, процентов начисленных в соответствии с п.9 ст.78 НК РФ в сумме 1878 руб. 22 коп., с начислением процентов по день фактического возврата излишне уплаченной суммы налога из бюджета, а также судебные издержки, связанные с расходами на оплату услуг представителя в размере 2000 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие должностных лиц инспекции, выразившееся в невозврате предпринимателю из бюджета излишне уплаченного единого социального налога признано незаконным. Суд обязал инспекцию возвратить предпринимателю из бюджета 45877 руб. с начислением процентов в сумме 1878 руб. 22 коп. за период с 18.02.2003 по 13.05.2003, с начислением процентов по день фактического возврата суммы налога. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано (судья ...).

В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.

Инспекция с принятым судебным актом не согласна, просит его отменить, в части взыскания с инспекции процентов в сумме 1878 руб. 22 коп. за период с 18.02.2003 по 13.05.2003, а также в части начисления процентов по день фактического возврата суммы. В указанной части просит в удовлетворении заявленных требований отказать ссылаясь на неправильное применение судом ст.78 НК РФ.

Законность принятого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке ст.ст.274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как видно из материалов дела, спор между сторонами возник в связи с непринятием инспекцией решения о возврате предпринимателю суммы излишне уплаченного единого социального налога в размере 45877 руб. в установленный законом месячный срок.

Предприниматель, не получив ответа инспекции на свое заявление от 30.08.2002 о зачете и возврате излишне уплаченной суммы единого социального налога, по истечению месячного срока обратилась в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконным бездействия должностных лиц инспекции в связи с непринятием решения о возврате из бюджета излишне уплаченного единого социального налога в сумме 45877 руб., обязать инспекцию принять решение о возврате из бюджета указанной суммы, процентов начисленных в соответствии с п.9 ст.78 НК РФ в сумме 1878 руб. 22 коп., с начислением процентов по день фактического возврата излишне уплаченной суммы налога из бюджета, а также судебные издержки, связанные с расходами на оплату услуг представителя в размере 2000 руб.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд исходил того, что факт излишней уплаты предпринимателем в бюджет единого социального налога в сумме 45877 руб., материалами дела установлен и в силу ст.78 НК РФ предприниматель имеет право на возврат излишне уплаченной суммы налога.

При вынесении решения суд правомерно учел, что зачет указанной суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по единому налогу на вмененный доходи произвести невозможно в связи с тем, что в силу Закона Свердловской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" предприниматель с 01.01.2003 не является плательщиком этого налога, а задолженность по его уплате отсутствует.

Удовлетворяя требования заявителя в части взыскания и начисления процентов по день фактического возврата суммы, суд обоснованно исходил из доказанности факта нарушения налоговым органом месячного срока возврата предпринимателю излишне уплаченной суммы налога, установленной п.9 ст.78 НК РФ, и ставки рефинансирования ЦБ РФ на дни нарушения срока возврата - 18 процентов.

Указанные выводы суда являются обоснованными, соответствуют материалам дела и налоговому законодательству РФ.

Судом установлено, что предприниматель в 2002 году являлась плательщиком единого налога на вмененный доход, а также, в соответствии с Федеральным законом "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от 31.12.2001 N 198-ФЗ, плательщиком единого социального налога.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от 24.07.2002 N 104-ФЗ (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", согласно которым плательщики единого налога на вмененный доход освобождаются от ранее имевшейся у них обязанности по уплате единого социального налога.

Статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ установлено, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет фонда социального страхования и бюджеты территориальных фондов медицинского страхования налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежат зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно ст.7 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Действие данной нормы, в силу ст.8 Федерального закона N 104-ФЗ было распространено на отношения, возникшие в 2002 году.

В связи с устранением обязанности предпринимателя по уплате единого социального налога в 2002 году, сумма фактически уплаченного ей налога, учтена налоговым органом в лицевом счете налогоплательщика как переплата в размере 45877 руб.

Установленный статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ зачет уплаченных в 2002 году сумм единого социального налога в счет подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды единого налога на вмененный доход, направлен на фактическое изменение обязанностей налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход на соответствующие суммы единого социального налога за 2002 год.

В силу Закона Свердловской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" предприниматель с 01.01.2003 не является плательщиком этого налога, а задолженность по его уплате у нее отсутствует, в связи с чем зачет указанной суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по единому налогу на вмененный доходи произвести невозможно.

Поскольку предприниматель полностью исполнила свои обязанности по уплате единого налога на вмененный доход в 2002 году и ей не был произведен соответствующий зачет, ранее уплаченных сумм единого социального налога, а зачет в счет предстоящих платежей невозможен в силу отсутствия у предпринимателя обязанностей по уплате данного налога, то у предпринимателя возникло право требовать возврата излишне уплаченной суммы налога.

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ возврат излишне уплаченной суммы налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления, а в случае нарушения указанного срока, на сумму излишне уплаченного и не возвращенного налога, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Как видно из материалов дела, заявление о зачете и возврате излишне уплаченной суммы единого социального налога подано предпринимателем 30.08.2002 и повторно о возврате излишне уплаченного налога 18.02.2002. На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции (13.05.2003) указанная сумма налогоплательщику не была возвращена.

При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о нарушении инспекцией установленного законом срока возврата предпринимателю излишне уплаченного налога и об обязанности налогового органа произвести возврат данной суммы с начислением на нее процентов в соответствии со ст.78 НК РФ.

В силу ст.286 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда по фактическим обстоятельствам дела.

Доводы инспекции во внимание не принимаются, как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм материального права.

Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:

Решение от 13.05.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-9333/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка