• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2004 года Дело N А21-7779/03-С1


[Суд удовлетворил требования налогоплательщика, исходя из того, что Закон N 198-ФЗ в части изменений, вносимых в ст.237 НК РФ, вступает в силу с 1 января 2003 года, следовательно, предприниматель должен был исчислять базу, облагаемую единым социальным налогом за 2002 год, в порядке, установленном ранее]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Малышевой Н.Н., судей: Никитушкиной Л.Л., Кочеровой Л.И., рассмотрев 12.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2003 по делу N А21-7779/03-С1 (судья Приходько Е.Ю.), установил:

Предприниматель Краснов Валерий Юрьевич обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (далее -Инспекция) о возврате из бюджета 12433 руб. 21 коп. излишне уплаченного единого социального налога за 2002 год.

Решением oт 24.11.2003 суд полностью удовлетворил требования предпринимателя Краснова В.Ю.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом норм материального права, установила следующее.

Заявитель в соответствии с патентом от 13.08.2002 N АС 39 953487 с 01.10.2002 по 31.12.2002 применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее -Закон N 198-ФЗ), предприниматель Краснов В.Ю. исчислил и уплатил в соответствующий бюджет 12433 руб. 21 коп. единого социального налога за 2002 год, что подтверждается налоговыми декларациями и платежными документами.

Предприниматель 21.04.2003 и 25.08.2003 обращался в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного единого социального налога. Письмом от 28.05.2003 N 9525/08 Инспекция отказала в удовлетворении заявления, ссылаясь на правомерность уплаты налога в размере, предусмотренном Законом N 198-ФЗ.

Считая выводы Инспекции не соответствующими положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предприниматель Краснов В.Ю., обратился в арбитражный суд.

Судом первой инстанции установлено, что расчет единого социального налога за 2002 год произведен заявителем с учетом изменений, внесенных Законом N 198-ФЗ.

Решением от 24.11.2003 суд удовлетворил требования налогоплательщика, исходя из того, что Закон N 198-ФЗ в части изменений, вносимых в статью 237 НК РФ (порядок исчисления базы, облагаемой единым социальным налогом, для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), вступает в силу с 1 января 2003 года, а следовательно, Краснов В.Ю., должен был исчислять базу, облагаемую единым социальным налогом за 2002 год, в порядке, установленном ранее.

Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ опубликован 31.12.2001 и согласно его статье 10 вступает в силу с 01.01.2002, что противоречит пункту 1 статьи 5 НК РФ. Законом N 198-ФЗ внесены изменения в статьи 236 и 237 НК РФ. В соответствии с названными нормами налоговая база по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, определяется как произведение валовой выручки и коэффициента "0,1". До введения в действие Закона N 198-ФЗ она определялась как сумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Исходя из доводов жалобы, Инспекция считает, что Закон N 198-ФЗ с учетом определения Конституционного суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О вступает в законную силу с 01.02.2002 и налоги, уплаченные в соответствии с ним, возврату не подлежат.

Выводы Инспекции признаны кассационной инстанцией не соответствующими положениям действующего законодательства.

В силу пункта 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 1 Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Поэтому правовое регулирование, касающееся данных вопросов, не может осуществляться иначе, чем это прямо предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения пункта 1 статьи 5 НК РФ имеют приоритет и подлежат безусловному применению при решении вопросов о вступлении в силу законов, регулирующих уплату налогов, которые приняты в период действия данной нормы. Толкование данных норм позволяет сделать вывод о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах: с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования данного акта.

Выводы Инспекции не соответствуют позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в определении oт 08.04.2003 N 159-О, где указано, что "положения Закона N 198-ФЗ, которыми были изменены объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу в отношении налогоплательщиков-предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, то есть не ранее чем с 1 февраля 2002 года". Конституционный суд Российской Федерации не называет конкретной даты, с которой Закон N 198-ФЗ вступает в силу, однако указывает на то, что срок вступления в силу закона не может быть меньше определенного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Закон N 198-ФЗ опубликован 31.12.2001. В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ Закон N 198-ФЗ вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования данного акта, то есть не ранее 01.02.2002. Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год. Следовательно, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Закона N 198-ФЗ, является период c 01.01.2003 по 31.12.2003.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает выводы суда о том, что Закон N 198-ФЗ вступил в силу с 1 января 2003 года, обоснованными, решение об обязании налоговой инспекции возвратить 12433 руб. 21 коп. излишне уплаченного налога за 2002 год, исчисленного с учетом изменений, внесенных Законом N 198-ФЗ, правомерным, а следовательно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2003 по делу N А21-7779/03-С1 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.Н.Малышева

Судьи:
Л.И.Кочерова
Л.Л.Никитушкина

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А21-7779/03-С1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 12 февраля 2004

Поиск в тексте