ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2003 года Дело N А21-149/03-С1


[Поскольку нахождение спорных объектов в государственной собственности не доказано, то обстоятельство, что регистрация права собственности ответчика на них произведена на основании ненадлежащих документов, не может являться причиной для признания регистрации недействительной по требованию КУГИ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Сергеевой И.В., судей: Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М., при участии от КУГИ Орловой О.В. (доверенность от 05.01.2003 N ЕМ-48), от ООО "ДСУ-1" Гака В.А (доверенность от 08.09.2003), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительное управление N 1" на решение от 18.04.2003 (судья Лузанова З.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 23.07.2003 (судьи: Гелеверя Т.А., Сергеева И.С., Шкутко О.Н.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-149/03-С1, установил:

Комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области (далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Калининградской области (далее - Учреждение юстиции) и обществу с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительное управление N 1" (далее - ООО "ДСУ-1") о признании недействительной государственной регистрации права собственности последнего на три объекта недвижимости, расположенных по адресу: Калининград, ул.Красная, д.142, - гараж (литера Г), склад (литера 3), склад (литера Ж) и об изъятии указанного имущества из незаконного владения второго ответчика путем его выселения.

В процессе рассмотрения дела КУГИ уточнил заявленные требования, указав, что спорное имущество находится в федеральной собственности.

Решением от 18.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2003, исковые требования удовлетворены.

ООО "ДСУ-1" в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм права и несоответствие выводов суда материалам дела. По мнению подателя жалобы, спорные объекты были переданы ему в собственность бывшим собственником - объединением "Калининградавтодор" в 1989 году; нахождение имущества в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в федеральной собственности истцом не доказано.

КУГИ в отзыве на жалобу просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на то, что спорные объекты были построены за счет государственных средств и в установленном порядке из государственной собственности в собственность ООО "ДСУ-1" не передавались; оспариваемая регистрация права собственности последнего произведена на основании документов, подтверждающих нахождение имущества в государственной собственности.

В судебном заседании представитель ООО "ДСУ-1" поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы, а представитель КУГИ против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Учреждение юстиции о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в заседание суда не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, решением Исполкома Калининградского городского совета депутатов трудящихся от 15.11.56 N 320-д Калининградскому дорожно-строительному управлению (далее - Калининградское ДСУ) отведен земельный участок под строительство производственной базы. На данном участке Калининградское ДСУ хозяйственным способом построило склад технических масел, склад баллонов с кислородом и пропаном, а также гаражные боксы. Объекты приняты в эксплуатацию по актам приемочной комиссии от 24.06.60 (склады) и от 06.11.60 (гаражные боксы) и поставлены на баланс Калининградского ДСУ.

На основании приказа Министерства автомобильных дорог РСФСР от 30.12.87 N 204-ор создано Калининградское областное проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог "Калининградавтодор" (далее - объединение "Калининградавтодор"). В состав объединения на правах структурной единицы вошло Калининградское ДСУ.

Объединение "Калининградавтодор" и коллектив Калининградского ДСУ заключили договор от 02.01.89 арендного подряда, в соответствии с которым Калининградское ДСУ приняло в аренду производственные помещения, оборудование, технику, другие средства производства и оборотные средства до 31.12.95 и обязалось содержать и эксплуатировать их в надлежащем порядке. Объекты, обозначенные в технических паспортах под литерами Г, Ж, и 3, в состав арендуемого имущества не вошли по причине ветхого состояния и необходимости выделения значительных средств на их восстановление. Объединение "Калининградавтодор" письмом от 02.01.89 N 3/4 разрешило Калининградскому ДСУ снести указанные объекты или осуществить их капитальный ремонт с передачей в последнем случае имущества в коллективную собственность ДСУ.

Как пояснили представители сторон, Калининградское ДСУ зарегистрировано как арендное предприятие "ДСУ-1" 12.03.89.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.10.92 N 1230 функции арендодателя государственного имущества перешли к КУГИ, в связи с чем между ним и арендным предприятием "ДСУ-1" заключен новый договор от 11.11.92 N 14, по которому в аренду передавались основные фонды балансовой стоимостью 1795,7 тыс.руб., а также нормируемые оборотные средства в сумме 1148,4 тыс.руб. на срок с момента подписания договора до момента приватизации.

Калининградское ДСУ, обследовав гаражные боксы и два склада, пришло к выводу о целесообразности их разборки и строительстве новых сооружений. Приказом руководителя арендного предприятия "ДСУ-1" от 30.09.94 N 105 в связи с окончанием строительства складов и гаражных боксов они поставлены на балансовый учет арендного предприятия.

В дальнейшем арендное предприятие преобразовано в ООО "ДСУ-1".

Учреждение юстиции 11.10.2001 зарегистрировало право собственности ООО "ДСУ-1" на спорные объекты, указав в качестве основания регистрации документы, подтверждающие создание сооружений в 1960 году.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что регистрация права собственности ООО "ДСУ-1" произведена на основании документов, свидетельствующих о строительстве объектов в 1957-1960 гг. государственным предприятием и не могущих служить основанием возникновения у ООО "ДСУ-1" права собственности на данное имущество.

В силу статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" оспаривание государственной регистрации права по сути означает оспаривание самого зарегистрированного права. Поэтому лицо, заявляющее такое требование, должно доказать свои права на имущество, права на которое зарегистрированы за другим лицом.

В процессе рассмотрения дела суд установил, что спорные объекты были реконструированы арендным предприятием "ДСУ-1" и фактически являются вновь созданным имуществом, а сооружения, построенные государственным предприятием в 1957-1960 гг., не сохранились. Данный вывод содержится в решении суда. В таком случае КУГИ, предъявляя требование о признании недействительной государственной регистрации права собственности ООО "ДСУ-1" на объекты, существующие в настоящее время, должен доказать, что данное имущество находится в государственной (федеральной) собственности. В противном случае произведенная государственная регистрация не может быть признана недействительной по его требованию.

Объекты под литерами Г, Ж и 3 были разобраны и реконструированы арендным предприятием "ДСУ-1" на основании письма объединения "Калининградавтодор" от 02.01.89 N 4/3.

Согласно Положению об объединении "Калининградавтодор", утвержденному приказом Министерства автомобильных дорог РСФСР от 28.03.88 N 41-ор, объединение является производственным объединением и на него распространяется Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)". Согласно пункту 4 статьи 4 названного Закона предприятие имеет право передавать другим предприятиям и организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, а также списывать их с баланса, если они изношены и морально устарели. Таким образом, объединение "Калининградавтодор" правомерно распорядилось ветхими объектами, разрешив Калининградскому ДСУ снести их или капитально отремонтировать.

В соответствии со статьей 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде полученные арендным предприятием доходы и другое приобретенное за счет средств предприятия имущество составляют собственность арендного предприятия. Отнесение к государственной собственности имущества, созданного за счет средств арендного предприятия, законодательством, регулирующим его правовое положение, не предусмотрено.

С учетом изложенного ссылка КУГИ на пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 не может служить подтверждением права государственной собственности на реконструированные арендным предприятием гаражные боксы и склады. Неправомерны и ссылки на статью 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статью 15 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", поскольку объекты, на которые зарегистрировано право собственности ООО "ДСУ-1", не идентичны объектам, построенным в 1957-1960 гг. и не вошедшим в состав арендованного имущества.

Поскольку нахождение спорных объектов в государственной собственности не доказано, то обстоятельство, что регистрация права собственности ООО "ДСУ-1" на них произведена на основании ненадлежащих документов, не может являться причиной для признания регистрации недействительной по требованию КУГИ.

В связи с отказом в признании недействительной государственной регистрации права собственности ООО "ДСУ-1" требование не подлежит удовлетворению и в части истребования спорного имущества из владения ответчика.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что выводы суда не соответствуют установленным им фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены судом неправильно, поэтому решение и постановление апелляционной инстанции должны быть отменены, а в удовлетворении требований КУГИ - отказано.

В связи с отменой судебных актов и удовлетворением кассационной жалобы в соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" ООО "ДСУ-1" надлежит возвратить из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной и кассационной жалобам в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 18.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 23.07.2003 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-149/03-С1 отменить.

В удовлетворении заявленных Комитетом по управлению государственным имуществом Калининградской области требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительное управление N 1" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной и кассационной жалобам в размере 2000 руб.

     Председательствующий
И.В.Сергеева

Судьи:
И.Л.Грачева
Г.М.Рудницкий

Текст документа сверен по:

рассылка