ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2004 года Дело N А66-6196-03


[Суд признал правомерным решение ИМНС в части доначисления управлению МАП ЕСН, пеней, а также привлечения к ответственности на основании статей 123, 122 НК РФ, так как управление неправомерно оплатило работникам расходы по проезду в метро в месте назначения, сверх установленных пределов]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирейковой Г.Г., судей: Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., рассмотрев 03.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.10.2003 по делу N А66-6196-03 (судья Пугачев А.А.), установил:

Тверское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - Управление МАП) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция) от 23.06.2003 N 04/977 в части привлечения Управления МАП к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил суд признать недействительным решение Инспекции от 23.06.2003 N 04/977 в части взыскания 43 руб. налога на доходы физических лиц, 12 руб. пеней по этому налогу и 9 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ, а также 62 руб. 65 коп. единого социального налога (далее - ЕСН), 10 руб. пеней по названному налогу и 13 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.

Решением суда от 15.10.2003 требования Управления МАП удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 15.10.2003 и принять новое. По мнению подателя жалобы, заявитель неправомерно не включил в налогооблагаемый доход работников стоимость проезда на городском транспорте в месте их пребывания в командировке.

В отзыве на кассационную жалобу Управление МАП, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения от 15.10.2003 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению в части.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления Управлением МАП в бюджет налога на доходы физических лиц и авансовых платежей по ЕСН за 2001-2002 годы Инспекция установила, что работодатель, оплатив командированным в другую местность работникам 638 руб. расходов по проезду в метро сверх установленных нормативов, не включил названную сумму в доходы физических лиц, а также не исчислил, не удержал и не перечислил в бюджет 102 руб. налога на доходы физических лиц. Кроме того, налогоплательщик не включил эти расходы в облагаемую ЕСН базу, в результате чего занизил сумму этого налога. По мнению Инспекции, такие расходы связаны с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) и выплачиваются в пределах, установленных Правительством Российской Федерации. Все виды выплат сверх таких нормативов признаются доходом физического лица, а следовательно, облагаются налогом на доходы физических лиц и ЕСН.

По итогам рассмотрения материалов проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, налоговый орган вынес решение от 23.06.2003 N 04/977 о привлечении Управления МАП к налоговой ответственности в виде взыскания 49 руб. штрафа за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет (статья 123 НК РФ), 107 руб. штрафа за неполную уплату ЕСН (пункт 1 статьи 122 НК РФ), а также о доначислении соответствующих налогов и пеней.

Заявитель не согласился с решением Инспекции и обратился в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Управлением МАП требования, указал, что произведенные налогоплательщиком компенсационные выплаты по оплате расходов, осуществленных работниками на оплату проезда на вокзал в местах назначения (в данном случае в городе Москва), не включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога на доходы физических лиц и ЕСН.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанных, в том числе, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ*), предусматривающей возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, установлена обязанность работодателя возместить направленному в служебную командировку работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя; размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

_______________

*Текст документа соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС".

В Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится определения понятия "место назначения".

Вместе с тем из положений Инструкции Министерства финансов СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция N 62) следует, что местом командировки признается населенный пункт. В пункте 12 названной Инструкции указано, что расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются командированному работнику в размере: стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.

Командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.

Из акта и решения налогового органа следует, что работодатель оплатил проезд в метро не по дороге на вокзал, а с вокзала к зданию Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Этого не оспаривал и заявитель.

Между тем местом назначения в данном случае признается город Москва, где и расположен вокзал. Следовательно, основания для возмещения работникам расходов по проезду в метро отсутствовали. Такие расходы связаны с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) и выплачиваются в пределах, установленных Правительством Российской Федерации. Оплачивая названные расходы сверх установленных пределов, работодатель обязан включить их в доход физического лица, а также в облагаемую ЕСН базу.

При таких обстоятельствах требования Управления МАП о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления 62 руб. 65 коп. ЕСН, 10 руб. пеней по названному налогу, а также привлечения заявителя к ответственности в виде взыскания 9 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ и 13 руб. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ не подлежали удовлетворению.

Вместе с тем налоговый орган неправомерно доначислил 43 руб. не удержанного налога на доходы физических лиц и начислил пени на эту сумму налога.

В соответствии с пунктом 9 статьи 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. В случае, когда налоговый агент не удержал сумму налога с доходов налогоплательщика, обязанность по уплате этого налога возлагается на налогоплательщика - физическое лицо. Поэтому нет оснований и для начисления Управлению МАП пеней.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене в части признания недействительным решения Инспекции о доначислении 62 руб. 65 коп. ЕСН, начислении 10 руб. пеней по названному налогу, а также привлечении заявителя к ответственности в виде взыскания 9 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ и 13 руб. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ. В удовлетворении заявленных Управлением МАП требований в названной части следует отказать.

В остальной части решение суда соответствует требованиям действующего законодательства.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Тверской области от 15.10.2003 по делу N А66-6196-03 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области от 23.06.2003 N 04/977 о доначислении 62 руб. 65 коп. единого социального налога, начислении 10 руб. пеней по названному налогу, а также о привлечении Тверского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства к ответственности в виде взыскания 9 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ и 13 руб. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.

В этой части в удовлетворении требований, заявленных Тверским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, отказать.

В остальной части обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

     Председательствующий
Г.Г.Кирейкова

Судьи:
Т.В.Клирикова
Н.В.Троицкая

Текст документа сверен по:

рассылка