• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2004 года Дело N А13-5459/03-15


[Суды, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали ненормативный акт налогового органа недействительным в оспариваемой части, так как Законом N 110-ФЗ определен порядок перехода налогоплательщиков на уплату налога на прибыль в соответствии с положениями гл.25 НК РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Шевченко А.В., судей: Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., рассмотрев 27.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 11.09.2003 (судья Пестерева О.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2003 (судьи: Маганова Т.В., Чельцова Н.С., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5459/03-15, установил:

Открытое акционерное общество "Череповецкий завод силикатного кирпича" (далее - ОАО "ЧЗСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 09.07.2003 N 17-15/56-125/106 в части доначисления 101145 руб. 12 коп. налога на прибыль за девять месяцев 2002 года, начисления пеней за неполную уплату этого налога, а также привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 3834 руб. 40 коп. штрафа.

Решением от 11.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2003, ненормативный акт налогового органа в обжалуемой части признан недействительным.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ), пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которым предусмотрена льгота на покрытие убытка прошлых лет, и статьи 283 НК РФ, определяющей порядок отнесения убытков прошлых периодов к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Стороны о времени и месте слушания дела должным образом извещены, однако представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в марте-мае 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ОАО "ЧЗСК" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 30.09.2002, в ходе которой выявила ряд нарушений, отраженных в акте от 16.06.2003 N 17-15/56-125ДСП.

Так налоговый орган установил, что Общество занизило сумму подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль за девять месяцев 2002 года в результате неправомерного использования льготы на покрытие убытка прошлых лет. Налоговый орган полагает, что ОАО "ЧЗСК" не вправе при исчислении налога на прибыль за девять месяцев 2002 года заявлять льготу на покрытие убытка, образовавшегося в 2000 году, поскольку, имея по итогам девяти месяцев 2001 года прибыль, Общество не направило ее на погашение убытка 2000 года. То есть налоговая инспекция считает, что, поскольку налогоплательщик не заявлял о льготе в 2001 году, использовать ее в 2002 году он не вправе.

На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 09.07.2003 N 17-15/56-125/106, которым, в частности, доначислил ОАО "ЧЗСК" налог на прибыль по спорному эпизоду, начислил пени и штраф за его неполную уплату.

Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и частично оспорило его в арбитражный суд.

В обоснование своей позиции ОАО "ЧЗСК" сослалось на то, что статьей 10 Закона N 110-ФЗ предусмотрено право налогоплательщиков после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации отнести к убыткам в целях налогообложения суммы непогашенных убытков прошлых налоговых периодов. При этом заявитель указал, что убыток определяется на основании данных годового бухгалтерского отчета. По данным бухгалтерского баланса Общества за 2000 год у него имелся убыток от реализации продукции (работ, услуг) в сумме 1015936 руб. 59 коп. По итогам 2001 года ОАО "ЧЗСК" также имело убыток. Поскольку по итогам девяти месяцев 2002 года у Общества появилась прибыль, оно в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах направило часть ее на погашение убытков прошлых налоговых периодов.

Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали ненормативный акт налогового органа недействительным в оспариваемой части.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.

Законом N 110-ФЗ определен порядок перехода налогоплательщиков на уплату налога на прибыль в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона N 110-ФЗ сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действующим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном статьей 283 НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действовавшим до 01.01.2002, для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).

При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются во внимание понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год - также убыток по курсовым разницам, предусмотренный пунктом 14 статьи 2 настоящего Закона. В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

В силу статьи 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с учетом положений абзаца второго данного пункта (пункты 2-3 статьи 283 НК РФ).

Из материалов дела видно и налоговым органом не оспаривается, что по итогам 2000 года ОАО "ЧЗСК" получило убыток в сумме 1015936 руб. 59 коп.

Доводы налогового органа о неправомерном уменьшении Обществом налогооблагаемой базы, исчисленной за девять месяцев 2002 года, на убыток, полученный в 2000 году, сводятся к тому, что в 2001 году ОАО "ЧЗСК" льготу на покрытие убытка прошлых лет не использовало.

Однако согласно пунктам 1-2 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Причем налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Следовательно, использование налоговой льготы - это право, а не обязанность налогоплательщика.

Законодательство о налоге на прибыль не содержит положений, запрещающих налогоплательщику использовать спорную льготу в последующих налоговых периодах в случае неиспользования ее в предыдущих налоговых периодах.

Следовательно, вывод налоговой инспекции о неправомерном уменьшении Обществом налогооблагаемой прибыли девяти месяцев 2002 года на убыток 2000 года при неиспользовании льготы на покрытие убытка прошлых лет в 2001 году необоснован.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 11.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5459/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.В.Шевченко

Судьи:
В.В.Дмитриев
Н.А.Зубарева

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А13-5459/03-15
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 27 января 2004

Поиск в тексте