ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2004 года Дело N А13-7352/03-11


[Суд сделал обоснованный вывод о том, что управление правомерно отказало лесхозу в выдаче долгосрочной лицензии на получение объектов животного мира в пользование, со ссылкой на то, что лесхоз является специально уполномоченным госорганом в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания и соответственно не вправе одновременно выполнять также функции по использованию объектов животного мира]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Марьянковой Н.В., судей: Коробова К.Ю., Матлиной Е.О., при участии в судебном заседании от Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Вологодской области - Остякова И.А. (доверенность от 27.01.2004 N 29), Ермушичева С.Р. (доверенность от 07.01.2004 N 27), рассмотрев 18.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тарногского лесхоза Главного управления природных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.11.2003 по делу N А13-7352/03-11 (судья Осокина Н.Н.), установил:

Тарногский лесхоз Главного управления природных ресурсов Вологодской области (далее - Лесхоз) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском о признании незаконном письма Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Вологодской области (далее - Управление) от 20.06.2003 N 01-7/200 об отказе в удовлетворении заявки на получение в пользование объектов животного мира для ведения охотничьего хозяйства.

Решением от 14.11.2003 в иске отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Лесхоз просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что Лесхоз является специально уполномоченным государственным органом в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания и соответственно не вправе одновременно выполнять также функции по использованию объектов животного мира.

По мнению подателя жалобы, действующее законодательство (Лесной кодекс Российской Федерации, Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, и Положение о Тарногском лесхозе, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.12.2002 N 914) не только не запрещает лесхозам заниматься деятельностью по использованию объектов животного мира, но и прямо предусматривает возможность осуществлять лесхозам такой вид деятельности.

Лесхоз о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, однако представителя в суд не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В судебном заседании представители Управления просили оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Лесхоз 19.05.2003 обратился в Управление с заявкой на получение объектов животного мира в пользование на территории Тарногского административного района Вологодской области для ведения охотничьего хозяйства на площади 89,2 тыс. гектаров.

Письмом от 20.06.2003 N 01-7/200 Управление направило Лесхозу экспертное заключение об отказе в выдаче долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.

Не согласившись с данным отказом, Лесхоз обратился в арбитражный суд с иском о признании его незаконным.

В обоснование своего права на получение долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира Лесхоз сослался на Положение о Тарногском лесхозе, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов от 25.12.2002 N 914.

В соответствии с пунктом 1 данного Положения Тарногский лесхоз является специально уполномоченным органом в следующих областях государственного управления: использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов; охраны окружающей природный среды; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Таким образом, Лесхоз по существу получил статус специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, о которых говорится в статье 11 Федерального закона "О животном мире".

Получив такой статус, Лесхоз при осуществлении государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания должен руководствоваться основными принципами и основными функциями, закрепленными в статьях 12 и 13 названного Закона. В частности, одним из таких основных принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира является недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира.

Между тем Лесхоз, обращаясь с заявкой на получение лицензии на пользование объектами животного мира путем ведения охотничьего хозяйства, основным направлением своей деятельности обозначил промысловую добычу копытных на мясо и заготовку пушнины, считая это направление наиболее доходным.

Ссылка Лесхоза на распоряжение Государственной лесной службы от 03.04.2003 N 156-р, в соответствии с которым для ведения охотничьего хозяйства он наделен функциями, в том числе по регулированию использования охотничьих животных, не может быть принята во внимание.

Данная функция является одной из функций государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (статья 13 Федерального закона "О животном мире").

Поэтому нельзя согласиться с доводом Лесхоза о том, что под регулированием использования охотничьих животных следует понимать ведение специально уполномоченными государственными органами, к числу которых себя относит и Лесхоз, промысловой охоты для получения доходов.

Федеральный закон "О животном мире" под использованием объектов животного мира, к числу которых, безусловно, относятся охотничьи животные, понимает изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

Однако регулирование использования объектов животного мира неравнозначно их использованию. Экономическому регулированию охраны и использования объектов животного мира посвящена глава VII названного Закона, в соответствии с которой в задачи охраны и использования объектов животного мира не входит ни промысловый отстрел копытных на мясо, ни добыча пушных видов, ни спортивная охота, в том числе с участием иностранных охотников и охотников из других областей.

Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Управление правомерно отказало Лесхозу в выдаче долгосрочной лицензии на получение объектов животного мира в пользование.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.11.2003 по делу N А13-7352/03-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тарногского лесхоза Главного управления природных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.В.Марьянкова

Судьи
К.Ю.Коробов
Е.О.Матлина

Текст документа сверен по:

рассылка