• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2004 года Дело N А42-4341/03-15


[Суд признал незаконным бездействие ИМНС, выразившееся в отказе возвратить банку из бюджета налог с владельцев транспортных средств, указав, что с момента принятия Конституционным судом РФ постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001 положения пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", предусматривающие возможность установления законами субъектов РФ повышенных ставок данного налога относительно ставок, определенных названным Законом, не могут применяться судами и налоговыми органами]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Дмитриева В.В., судей: Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации Биушкиной Д.А. (доверенность от 20.01.2004 N 01-2/12-291), рассмотрев 17.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ковдорскому району Мурманской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.2003 по делу N А42-4341/03-15 (судьи: Сачкова Н.В., Быкова Н.В., Востряков К.А.), установил:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Ковдорского отделения N 8304 (далее - Сбербанк, Банк) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ковдорскому району Мурманской области (далее - налоговая инспекция), выразившегося в отказе возвратить Банку из бюджета 557 руб. налога с владельцев транспортных средств (далее - налог с владельцев) за 2001-2002 годы и об обязании налогового органа возвратить Банку указанную сумму налога.

Суд первой инстанции решением от 30.09.2003 удовлетворил заявленные Сбербанком требования в части возврата 41 руб. налога с владельцев. В остальной части требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2003 решение от 30.09.2003 отменено частично. Требования Банка удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и отказать Сбербанку в удовлетворении заявленного им требования, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.

Налоговая инспекция, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 08.10.2002 Сбербанк на основании уточненных налоговых деклараций обратился в налоговый орган с заявлением о возврате 557 руб. излишне уплаченного налога с владельцев за 2001-2002 годы. Налоговая инспекция уведомлением от 27.12.2002 N 02-29/22-4367 указала налогоплательщику на отсутствие основания для возврата суммы излишне уплаченного налога.

В связи с этим Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налоговой инспекции - невозврата излишне уплаченных 557 руб. налога на владельцев, а также об обязании налогового органа вернуть Сбербанку спорную сумму налога.

Заявитель полагает, что налоговый орган неправомерно при расчете налога с владельцев за 2001-2002 годы применяет повышенные ставки налога, установленные Законом Мурманской области от 09.02.99 N 129-01-ЗМО "О порядке образования и использования территориального дорожного фонда Мурманской области", поскольку определением Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О признано неконституционными положение пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", предусматривающее возможность установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом "О дорожных фондах".

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал незаконными бездействия налогового органа.

Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не находит оснований для его отмены.

Налог с владельцев установлен статьей 6 Закона "О дорожных фондах". Пунктом 5 этой статьи предусматривалось право субъектов Российской Федерации увеличивать ставки налога относительно ставок, указанных в статье 6 названного Закона.

В связи с этим Законом Мурманской области от 09.02.99 N 129-01-ЗМО "О порядке образования и использования территориального дорожного фонда Мурманской области" были установлены повышенные ставки налога с владельцев.

Однако согласно пункту 1 резолютивной части определения Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также часть первая статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" относительно размера ставок налога как аналогичные положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001, утрачивают силу и не подлежат применению как не соответствующие Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).

В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" решение Конституционного суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Таким образом, после вступления в силу определения Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О нормативные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств, применяться не могут. Кроме того, не подлежат исполнению решения судов и иных органов, вынесенные на основании этих нормативных актов.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности действий налоговой инспекции по отказу в возврате Банку налога с владельцев и правомерно удовлетворил требования заявителя.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.2003 по делу N А42-4341/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ковдорскому району Мурманской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
В.В.Дмитриев

Судьи
И.Д.Абакумова
А.В.Шевченко

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А42-4341/03-15
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 24 февраля 2004

Поиск в тексте