• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 2004 года Дело N А42-5570/03-20


[Суд признал, что ИМНС правомерно доначислила обществу НПАД, пени и штраф на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога за 2002 год, указав, что в силу статей 9 и 21 Закона N 110-ФЗ статья 5 Закона РФ "О дорожных фондах", предусматривающая уплату налогоплательщиками НПАД, утрачивает силу с 01.01.2003]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Ломакина С.А., судей: Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г., при участии от ООО "Карат" Васильева О.В. (юрисконсульт, доверенность от 08.01.2004), рассмотрев 12.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.09.2003 по делу N А42-5570/03-20 (судья Драчева Н.И.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Карат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - инспекция) от 28.06.2003 N 929 о привлечении к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог (далее - НПАД), доначислении названного налога и начислении пеней.

Решением суда от 10.09.2003 требования общества удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 10.09.2003 и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права - статьи 5 НК РФ, статей 2, 4 и 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ).

Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как установлено судом первой инстанции, общество 28.03.2003 и 31.03.2003 представило в инспекцию декларации по НПАД за 2002 год по договору простого товарищества и по основной деятельности, согласно которым налогооблагаемая база определена исходя из доходов за 9 месяцев 2002 года.

Инспекция провела камеральную проверку деклараций. По мнению налогового органа, в базу, облагаемую НПАД, подлежит включению выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная в течение всего 2002 года.

По материалам проверки инспекция вынесла решение от 28.06.2003 N 929 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НПАД, доначислении названного налога и начислении пеней.

Общество не согласилось с названным решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.

По мнению налогоплательщика, НПАД не подлежит уплате с 31.08.2002, поскольку в связи с вступлением в силу Закона N 110-ФЗ с названной даты из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов.

Суд первой инстанции удовлетворил требования общества, согласившись с доводами налогоплательщика.

Кассационная инстанция считает такое решение суда ошибочным и подлежащим отмене.

Статьей 2 Закона N 110-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": подпункт "м" пункта 1 статьи 19 исключен; пункт 1 статьи 20 дополнен подпунктом "ж" следующего содержания: "ж) транспортный налог".

Названная норма согласно статье 21 Закона N 110-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Вместе с тем в силу статей 9 и 21 Закона N 110-ФЗ статья 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусматривающая уплату налогоплательщиками НПАД, утрачивает силу c 01.01.2003.

Кроме того, в статье 4 Закона N 110-ФЗ установлены особенности исчисления и уплаты НПАД за 2002 год налогоплательщиками с различной учетной политикой, а в статье 16 названного Закона - сроки и порядок уплаты налога за 2002 год субъектами малого предпринимательства. При этом в статье 4 Закона N 110-ФЗ предусмотрено, что моментом определения налоговой базы для исчисления этого налога является 01.01.2003.

Таким образом, норма статьи 2 Закона N 110-ФЗ противоречит содержащимся в нем положениям статей 4, 9, 16 и 21. Между тем системное толкование приведенных норм во взаимосвязи с другими федеральными законами устраняет эти противоречия.

Основанием для исключения из Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, в том числе налога на пользователей автомобильных дорог, является введение с 01.01.2003 транспортного налога в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 НК РФ.

Статья 5 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусматривающая уплату НПАД и определяющая его ставку и льготы по уплате названного налога, утратила силу с 01.01.2003.

Таким образом, НПАД в 2002 году должен исчисляться и уплачиваться налогоплательщиками в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьей 4 Закона N 110-ФЗ.

Кроме того, статьей 53 Бюджетного кодекса определено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Соответствующих изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ не вносилось.

Следует признать, что инспекция правомерно доначислила обществу НПАД, начислила пени и применила ответственность на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, и у суда отсутствовали основания для удовлетворения требования заявителя.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.09.2003 по делу N А42-5570/03-20 отменить.

ООО "Карат" в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с ООО "Карат" в доход федерального бюджета 1500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.

     Председательствующий
С.А.Ломакин

Судьи
Т.В.Клирикова
Г.Г.Кирейкова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А42-5570/03-20
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 12 января 2004

Поиск в тексте