• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2004 года Дело N А42-4257/03-28


[Кассационная инстанция признала неправомерным привлечение общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, указав, что поскольку у налогоплательщика имелись сомнения относительно обязанности уплачивать НПАД в четвертом квартале 2002 года и совершение данного налогового правонарушения явилось следствием противоречивости законодательства, вина общества в совершении правонарушения отсутствует]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Ломакина С.А., судей: Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г., при участии от ОАО "Апатит" юрисконсульта Корнева И.В. (доверенность от 16.12.2003 N 2/11), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области главного специалиста отдела общего обеспечения Москалева В.П. (доверенность от 31.12.2003 N 68), рассмотрев 25.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Апатит" на решение от 01.09.2003 (судья Хамидуллина Р.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 12.11.2003 (судьи: Драчева Н.И., Посыпанко Е.Н., Быкова Н.В.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4257/03-28, установил:

Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области (далее - инспекция) от 02.06.2003 N 02-23/3933 о привлечении к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог (далее - НПАД), доначислении названного налога и начислении пеней, а также требований от 02.06.2003 N 350 и N 351 об уплате 44585271 руб. НПАД за октябрь-декабрь 2002 года, 4734985,52 руб. пеней и 8917054 руб. штрафа.

Решением суда от 01.09.2003 требования общества удовлетворены частично. Признаны недействительными решение инспекции от 02.06.2003 N 02-23/3933 и требования от 02.06.2003 N 350 и N 351 в части начисления пеней по НПАД за IV-й квартал 2002 года за период с 15.11.2002 по 15.01.2003. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2003 решение суда от 01.09.2003 оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в иске и принять новое решение, указывая на неправильное применение судами норм материального права - статей 2, 9, 20 и 21 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ), статьи 5 НК РФ. В дополнение к кассационной жалобе заявитель также просит учесть, что совершение данного налогового правонарушения произошло вследствие противоречивости законодательства и вина общества в совершении правонарушения отсутствует.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по НПАД за 2002 год. При проверке установлено, что истцом не уплачен НПАД за IV-й квартал 2002 года в результате занижения базы, облагаемой этим налогом, на 4458527082 руб.

По материалам проверки инспекция вынесла решение от 02.06.2003 N 02-23/3933 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НПАД, доначислении названного налога и начислении пеней. Налогоплательщику направлены требования от 02.06.2003 N 350 и N 351 об уплате 44585271 руб. НПАД за октябрь-декабрь 2002 года, 4734985 руб. 52 коп. пеней и 8917054 руб. штрафа.

Общество не согласилось с названными решением и требованиями налогового органа и оспорило их в арбитражный суд.

По мнению налогоплательщика, НПАД не подлежит уплате с 31.08.2002, поскольку в связи с вступлением в силу Закона N 110-ФЗ с названной даты из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов.

Суд первой инстанции удовлетворил требования общества частично, согласившись с доводами налогоплательщика о неправомерности начисления пеней за период с 15.11.2002 по 15.01.2003. Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.

Кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене в части по следующим основаниям.

Статьей 2 Закона N 110-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": подпункт "м" пункта 1 статьи 19 исключен; пункт 1 статьи 20 дополнен подпунктом "ж" следующего содержания: "ж) транспортный налог". Названная норма согласно статье 21 Закона N 110-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 110-ФЗ.

В силу статьи 9 Закона N 110-ФЗ из Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1 исключена статья 5.

В соответствии со статьей 21 Закона N 110-ФЗ статья 9 этого Закона вступает в силу c 01.01.2003.

Статья 5 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусматривающая уплату НПАД и определяющая его ставку и льготы по уплате названного налога, утрачивает силу с 01.01.2003.

В статье 4 Закона N 110-ФЗ установлены особенности исчисления и уплаты НПАД за 2002 год налогоплательщиками с различной учетной политикой, а в статье 16 названного Закона - сроки и порядок уплаты налога за 2002 год субъектами малого предпринимательства. При этом в статье 4 Закона N 110-ФЗ предусмотрено, что моментом определения налоговой базы для исчисления этого налога является 01.01.2003.

Норма статьи 2 Закона N 110-ФЗ противоречит содержащимся в нем положениям статей 4, 9, 16 и 21. Между тем системное толкование приведенных норм во взаимосвязи с другими федеральными законами устраняет эти противоречия.

Таким образом, с 01.01.2003 прекращает взиматься НПАД и вводится транспортный налог.

Основанием для исключения из Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, в том числе налога на пользователей автомобильных дорог, является введение с 01.01.2003 транспортного налога в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 НК РФ.

Таким образом, НПАД в 2002 году должен исчисляться и уплачиваться налогоплательщиками в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьей 4 Закона N 110-ФЗ.

Кроме того, статьей 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Соответствующих изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ не вносилось.

Следует признать, что инспекция правомерно доначислила обществу НПАД и начислила пени.

Вместе с тем кассационная инстанция считает обоснованным довод налогоплательщика о том, что у него имелись сомнения относительно обязанности уплачивать НПАД в четвертом квартале 2002 года и совершение данного налогового правонарушения явилось следствием противоречивости законодательства, вина общества в совершении правонарушения отсутствует.

Сомнения в применении положений Закона N 110-ФЗ устранены судом посредством их толкования. В связи с этим имеются основания для применения положений пункта 6 статьи 108 НК РФ, согласно которым неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поэтому кассационная инстанция считает неправомерным привлечение общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, в связи с чем судебные акты подлежат отмене в части отказа в признании недействительными решения инспекции от 02.06.2003 N 02-23/3933 в части привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ и требования от 02.06.2003 N 351 об уплате штрафа, а иск в этой - удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункты 1 и 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 01.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.11.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4257/03-28 отменить в части.

Признать недействительными решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области от 02.06.2003 N 02-23/3933 в части привлечения ОАО "Апатит" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ и требование от 02.06.2003 N 351 об уплате штрафа.

В остальной части судебные акты оставить без изменения. Возвратить ОАО "Апатит" из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.

     Председательствующий
С.А.Ломакин

Судьи
А.В.Асмыкович
Г.Г.Кирейкова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А42-4257/03-28
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 25 февраля 2004

Поиск в тексте