ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2004 года Дело N А44-1776/03-С14


[Кассационная инстанция отменила решение суда, а дело о взыскании института по заявлению ПФ РФ недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней, направила на новое рассмотрение, поскольку считает, что страхователю могут быть начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов по итогам отчетных периодов или расчетного периода, указав, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит уточнить размер пеней, подлежащих взысканию с института]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новгородской области - Асфандиярова Г.А. (доверенность от 16.01.2004 N 01-13/13), рассмотрев 20.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новгородской области на решение от 18.08.2003 (судья Янчикова Н.В.) и постановление апелляционной инстанции от 04.11.2003 (судьи: Пестунов О.В., Куропова Л.А., Чепрасов А.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1776/03-С14, установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новгородской области (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с Новгородского научно-исследовательского и проектно-технологического института сельского хозяйства (далее - Институт) 121515 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 9762 руб. 37 коп. пеней.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Инспекция N 3 по Новгородской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция).

Решением суда от 18.08.2003 заявленные Управлением фонда требования частично удовлетворены. Суд постановил: взыскать с ответчика 121515 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в удовлетворении остальной части требований отказать.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить указанные судебные акты в отклоненной части заявленных требований, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), а также на определение Конституционного суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О.

В судебном заседании представитель Управления фонда поддержал доводы кассационной жалобы.

Институт и налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что решение суда, принятое по настоящему делу, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Институт в период с января по сентябрь 2002 года не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем страхователю начислено 121515 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и в соответствии со статьей 26 Закона N 167-ФЗ, - 9762 руб. 37 коп. пеней. Управлением фонда в адрес Института направлено требование от 14.03.2003 N 04-30-03, которым ответчику предложено уплатить недоимку и пени в добровольном порядке в срок до 02.04.2003 (лист дела 17).

Кассационная инстанция считает ошибочной позицию суда первой инстанции, основанную на положениях Налогового кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции в соответствии в пунктом 1 статьи 75, статьями 52-55 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 20 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 сделал вывод о том, что авансовые платежи по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, девяти месяцев календарного года) не исчисляются на основе налоговой базы. Суд посчитал, что пени могут быть начислены только по итогам расчетного периода (календарного года).

Определение понятия страховых взносов для целей Закона N 167-ФЗ приведено в статье 3 этого Закона: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ "финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования (на выплату базовой части трудовой пенсии), уплачиваются в составе единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

Поэтому суд первой инстанции неправомерно применил по рассматриваемому делу положения Налогового кодекса Российской Федерации, который регулирует правоотношения, связанные с уплатой налогов.

Пункт 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что под расчетным периодом понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии со вторым абзацем статьи 23 и четвертым абзацем пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода. Согласно четвертому абзацу пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ "разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю".

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона N 167-ФЗ пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки.

Как было указано выше, окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода. Дополнительно этот вывод подтверждается тем, что согласно третьему абзацу пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, который представляется по итогам отчетного периода. То есть контроль за уплатой авансовых платежей может осуществляться только по итогам отчетного периода - первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года или по итогам расчетного периода - календарного года.

На основании изложенного кассационная коллегия считает, что страхователю могут быть начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов по итогам отчетных периодов или расчетного периода. Таким образом, сумма подлежащих взысканию с Института пеней может быть определена поквартально. За несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей пени страхователю начислены быть не могут, поскольку нормами статьи 26 Закона N 167-ФЗ пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов, а не авансовых платежей внутри отчетных периодов.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит уточнить размер пеней, подлежащих взысканию с Института по итогам каждого из кварталов 2002 года.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 18.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.11.2003 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1776/03-С14 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
С.Н.Бухарцев
О.В.Ветошкина

Текст документа сверен по:

рассылка