• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2004 года Дело N А44-2917/03-С14


[Суд признал незаконным бездействие ИМНС, выразившееся в невозврате излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств, указав, что положения Закона области, которыми установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", не подлежат применению]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей: Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области - Малышевой Е.В. (доверенность от 18.08.2003 N 2.1-48/3853), рассмотрев 26.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.11.2003 по делу N А44-2917/03-С14 (судья Янчикова Н.В.), установил:

Новгородское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области (далее - налоговая инспекция), выразившегося в невозврате 126265 руб. излишне уплаченного в 2000-2002 годах налога с владельцев транспортных средств.

Решением суда первой инстанции от 26.11.2003 требования Общества удовлетворены в полном объеме. Суд также обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - определений Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и от 04.12.2000.

Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения от 26.11.2003 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество, являясь плательщиком налога с владельцев транспортных средств, в 2000-2002 годах перечислило в бюджет 175188 руб. указанного налога (2822 руб. за 2000 год, 28610 руб. за 2001 год, 118356 руб. за 2002 год). При исчислении налога заявитель применял налоговые ставки, установленные статьей 1 Областного закона Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" (далее - Закон Новгородской области), которые превышали ставки, установленные Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах").

Общество в июле 2003 года обратилось в налоговую инспекцию с заявлением N 421 о возврате на его расчетный счет 126265 руб. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств. Вместе с заявлением налогоплательщик представил также уточненные декларации по этому налогу за 2000-2002 годы, рассчитанного в соответствии со статьей 6 Закона "О дорожных фондах". Так, согласно этим декларациям, сумма налога за 2000 год составляла 16901 руб., за 2001 год - 16011 руб., за 2002 год - 16011 руб.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных измененных Обществом деклараций, о чем составила акт от 29.08.2003 N 165. На основании результатов проверки и протокола разногласий от 09.09.2003 налоговая инспекция вынесла решение от 26.09.2003 N 165, которым признала неправомерным уменьшение Обществом суммы налога с владельцев транспортных средств на 126269 руб.

По мнению налогового органа, решения и определения Конституционного суда Российской Федерации вступают в силу после их провозглашения и обратной силы не имеют. Налоговый орган указал на то, что правоотношения по исчислению и уплате Обществом налога с владельцев автотранспортных средств за 2000-2002 годы окончены до даты вступления в действие определений Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, в связи с чем налог уплачен в соответствии с действовавшим в тот период законодательством.

Общество не согласилось с таким выводом налоговой инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований Общество сослалось на определение Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, в соответствии с которым признано неконституционным положение пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", предусматривающее возможность установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом "О дорожных фондах". Таким образом, налогоплательщик полагает, что суммы налога с владельцев транспортных средств, излишне уплаченные в связи с исчислением данного налога на основании повышенных ставок, введенных Областным законом Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств", подлежат возврату.

Суд первой инстанции на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации удовлетворил требования заявителя, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.

В пункте 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.

При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Новгородской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах".

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 10.04.2002 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом "О дорожных фондах", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30 01.2001.

Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Следовательно, с момента принятия Конституционным судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001 положения Закона "О дорожных фондах" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным Законом, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.

Поэтому кассационная инстанция считает несостоятельным довод налоговой инспекции о том, что указанные положения Закона "О дорожных фондах" не применяются только с момента провозглашения определения Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О (с 10.04.2002).

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 26.11.2003 законным, а жалобу налоговой инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.11.2003 по делу N А44-2917/03-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.Л.Никитушкина

Судьи:
И.Д.Абакумова
Н.Г.Кузнецова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А44-2917/03-С14
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 27 февраля 2004

Поиск в тексте