• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2004 года Дело N А29-5997/2003а


[Суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик не может быть привлечен к ответственности по ст.19 ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год", так как данный Закон вступил в силу после совершения правонарушения, в связи с чем суд правомерно отказал во взыскании штрафа с предпринимателя]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Радченковой Н.Ш., судей Чигракова А.И., Шутиковой Т.В. без участия представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение от 05.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.12.2003 по делу N А29-5997/2003а Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Борлаковой Р.А., Баублисом С.Л., Галаевой Т.И., Протащуком В.Г., по заявлению государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице филиала N 2 о взыскании с индивидуального предпринимателя Казакова Евгения Александровича штрафа и устано вил:

государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице филиала N 2 (далее - Фонд социального страхования, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Казакова Евгения Александровича 20 000 рублей штрафа за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя.

Решением суда от 05.11.2003 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2003 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Фонд социального страхования обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Республики Коми.

Заявитель кассационной жалобы считает, что арбитражный суд неправильно применил статью 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", а также не применил статьи 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год".

По его мнению, Казаков Е.А. должен нести ответственность за ведение деятельности без регистрации в качестве страхователя в Фонде социального страхования, так как десятидневный срок на исполнение обязанности по регистрации пришелся на нерабочий день, поэтому срок ее окончания следует считать 10.02.2003, а закон, установивший ответственность за данное правонарушение, вступил в силу 10.02.2003 - с момента первой публикации, которая была в журнале "Собрание законодательства Российской Федерации", N 6. Учреждение полагает, что к правонарушению, совершенному Казаковым Е.А., необходимо применить правила о действии закона во времени, в соответствии с которыми он должен нести ответственность за правонарушение на основании закона, действовавшего во время его совершения, то есть Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год". Кроме того, данное правонарушение носило длящийся характер и продолжалось после вступления в силу закона, устанавливающего ответственность. Заявитель также указывает на то, что в действиях предпринимателя содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", в связи с чем суд не решил вопрос о взыскании штрафа с Казакова Е.А. на основании названного Закона.

Казаков Е.А. в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразил, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов; просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.

Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 30.01.2003 предприниматель Казаков Е.А. заключил трудовые договоры N 2239 и 2240 с Казаковой Е.И. и Казаковой Н.П. о приеме их на работу в качестве продавцов-кассиров. С заявлением о регистрации в качестве страхователя предприниматель обратился в Фонд социального страхования 22.04.2003.

В результате камеральной проверки Учреждение установило несвоевременность регистрации Казакова Е.А. в качестве страхователя, о чем составило акт от 11.07.2003 N 15.

Рассмотрев материалы проверки, директор Фонда социального страхования вынес решение от 04.08.2003 N 30 о привлечении предпринимателя за нарушение срока регистрации к ответственности, предусмотренной в статье 19 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.

В установленный срок Казаков Е.А. требование об уплате штрафа не исполнил, поэтому Фонд социального страхования обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказав в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Республики Коми исходил из того, что предприниматель не может быть привлечен к ответственности за несвоевременную регистрацию в органах Фонда социального страхования, так как Закон, устанавливающий ответственность за данное правонарушение, вступил в силу после совершения правонарушения и обратной силы не имеет. При этом суд руководствовался статьей 54 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 19 и 27 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", статьей 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Порядком регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.12.2000 N 119.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" и пунктом 1.6 Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Фонда социального страхования от 04.12.2000 N 119, физическое лицо обязано подать заявление о регистрации в качестве страхователя в исполнительный орган Фонда в десятидневный срок со дня заключения с первым из нанимаемых работников трудового договора (контракта) либо соответствующего гражданско-правового договора, согласно условиям которого страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предприниматель Казаков Е.А. 30.01.2003 заключил трудовые договоры с наемными работниками. С заявлением о регистрации в качестве страхователя в Фонд социального страхования он обратился 22.04.2003, в связи с чем Учреждение, установив нарушение срока регистрации, привлекло предпринимателя к ответственности на основании статьи 19 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год".

Согласно статье 27 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В статье 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" установлено, что официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или в журнале "Собрание законодательства Российской Федерации".

Арбитражный суд Республики Коми установил, что Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" опубликован в "Российской газете" и "Парламентской газете" 12.02.2003, в журнале "Собрание законодательства Российской Федерации" - 10.02.2003.

Как свидетельствуют выходные данные "Собрания законодательства Российской Федерации", день 10.02.2003, которым датирован выпуск, совпадает с датой подписания издания в печать, поэтому указанная дата не может считаться днем его обнародования, так как с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании опубликованного закона его адресатами.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что названный Закон вступил в силу с момента опубликования в "Российской газете", то есть 12.02.2003.

Из материалов дела видно, что предприниматель Казаков Е.А. 30.01.2003 заключил трудовые договоры с нанимаемыми работниками, в связи с чем в течение десяти дней обязан был встать на учет в качестве страхователя в Фонде социального страхования, то есть до 09.02.2003, который пришелся на выходной день - воскресенье.

В силу статьи 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Следовательно, положения Налогового кодекса Российской Федерации распространяются и на рассматриваемые правоотношения.

На основании статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок исчисления сроков, в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, срок на исполнение обязанности Казакова Е.А. по регистрации в Фонде социального страхования в качестве страхователя истек 10.02.2003.

В статье 54 Конституции Российской Федерации установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми пришел к правильному выводу о том, что Казаков Е.А. не может быть привлечен к ответственности по статье 19 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", так как данный Закон вступил в силу после совершения правонарушения, в связи с чем правомерно отказал Учреждению во взыскании штрафа с предпринимателя.

Доводы заявителя жалобы о неприменении судом части 2 статьи 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" суд кассационной инстанции во внимание не принимает, так как Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Казакова Е.А. штрафа за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя на основании статьи 19 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год". Арбитражный суд при принятии решения разрешает вопросы по существу заявленного требования и не вправе выходить за пределы полномочий, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации

В силу изложенного доводы кассационной жалобы отклоняются.

Арбитражный суд Республики Коми правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 05.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.12.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-5997/2003а оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Н.Ш. Радченкова

     Судьи

     А.И. Чиграков
Т.В. Шутикова

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А29-5997/2003а
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 23 марта 2004

Поиск в тексте