• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2004 года Дело N А05-6444/03-20


[Кассационная инстанция отменила решение суда, а дело по заявлению ПФ РФ о взыскании с предприятия пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направила на новое рассмотрение]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., рассмотрев 13.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лешуконском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.2003 по делу N А05-6444/03-20 (судья Калашникова В.А.), установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лешуконском районе Архангельской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального предприятия "Лешуконское производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Предприятие) 41846 руб. 55 коп. пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 26.10.2002 по 25.03.2003.

Решением от 01.10.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), а также пункты 5 и 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 407.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает, что решение суда, принятое по настоящему делу, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Предприятие в период с 26.10.2002 по 25.03.2003 не полностью и не своевременно уплачивало страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем страхователю начислено 41846 руб. 55 коп. пеней в соответствии со статьей 26 Закона N 167-ФЗ. Предприятию направлено требование N 238 (лист дела 5).

Кассационная инстанция считает ошибочной позицию суда первой инстанции, основанную на положениях Налогового кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции, в соответствии С пунктом 1 статьи 75, статьями 52-55 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 20 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, сделал вывод, что авансовые платежи по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, девяти месяцев календарного года) не исчисляются на основе налоговой базы. Суд посчитал, что пени могут быть начислены только по итогам расчетного периода (календарного года).

Понятие страховых взносов для целей Закона N 167-ФЗ приведено в статье 3 этого Закона: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ "финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования (на выплату базовой части трудовой пенсии), уплачиваются в составе единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

Следовательно, суд первой инстанции неправомерно применил по рассматриваемому делу нормы Налогового кодекса Российской Федерации, которые регулирует уплату налогов.

Пункт 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что под расчетным периодом понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии со вторым абзацем статьи 23 и четвертым абзацем пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода. Согласно четвертому абзацу пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ "разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю".

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона N 167-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Как было указано выше, окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца. Дополнительно этот вывод подтверждается тем, что согласно третьему абзацу пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, который представляется по итогам отчетного периода. То есть контроль за уплатой авансовых платежей может осуществляться только по итогам отчетного периода - первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года или по итогам расчетного периода - календарного года.

На основании изложенного кассационная коллегия считает, что страхователю могут быть начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов по итогам отчетных периодов или расчетного периода. То есть сумма подлежащих взысканию с Предприятия пеней может быть определена поквартально. За несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей пени страхователю начислены быть не могут, поскольку нормами статьи 26 Закона N 167-ФЗ пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов, а не авансовых платежей внутри отчетных периодов.

Из имеющихся в материалах дела расчетов (листы дела 6-7) видно, что у Предприятия в период 26.10.2002 по 25.03.2003 постоянно имелась недоимка по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации как по итогам отчетных периодов, так и по итогам расчетного периода. В рассматриваемый период времени страхователь неоднократно частично уплачивал в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации денежные средства в погашение имеющейся задолженности (лист дела 8). Расчет взыскиваемых по настоящему делу пеней произведен с учетом этих выплат.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит уточнить размер пеней, подлежащих взысканию с Предприятия по итогам 2002 года (четвертого квартала 2002 года) и первого квартала 2003 года.

Кроме того, в "Хронологии программно начисленной пени" (листы дела 6-7) не указана процентная ставка пеней, что не соответствует пункту 5 статьи 26 Закона N 167-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.2003 по делу N А05-6444/03-20 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
С.Н.Бухарцев
О.В.Ветошкина

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А05-6444/03-20
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 16 января 2004

Поиск в тексте