• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2004 года Дело N А05-8348/03-10


[Кассационная инстанция признала правомерными действия ИМНС по начислению пеней на задолженность по платежам во внебюджетные фонды, подлежащие реструктуризации, за период между датой, по состоянию на которую определялась подлежащая реструктуризации сумма задолженности, и датой вынесения решения о ее реструктуризации]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей: Малышевой Н.Н., Шевченко А.В., рассмотрев 15.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.11.2003 по делу N А05-8348/03-10 (судья Пигурнова Н.И.), установил:

Коношское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным письма Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) от 06.08.2003 N 01-1/9461 и о понуждении ответчика списать с лицевого счета Общества 228136 руб. 55 коп. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Обществом по существу заявлено требование о признании незаконными действий ответчика по начислению пеней на задолженность по налогам по состоянию на 01.07.2001, реструктуризированную по решению налоговой инспекции от 02.07.2001, а также на задолженность по платежам во внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2001, реструктуризированную по решению налоговой инспекции от 24.12.2001 N 03/3023.

Решением суда от 26.11.2003 требования Общества удовлетворены. Признаны незаконными, не соответствующими нормам Налогового кодекса Российской Федерации, действия налоговой инспекции по начислению пеней в сумме 228136,55 руб. на суммы задолженностей по налогам и по платежам во внебюджетные фонды, реструктуризированные по решениям налоговой инспекции от 02.07.2001 и 24.12.2001, а также на задолженность, образовавшуюся в 2001 году. На налоговую инспекцию возложена обязанность аннулировать указанную сумму пеней.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Общество и налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а требования Общества отклонению.

Как следует из материалов дела, спорная сумма пеней начислена налоговым органом за период между датой, по состоянию на которую определялась подлежащая реструктуризации сумма задолженности, и датой вынесения решения о ее реструктуризации. После принятия решений о реструктуризации задолженностей начисление пеней налоговым органом не производилось, не начислялись пени и на текущие платежи в связи с их своевременной уплатой.

Так, сумма пеней, начисленных на сумму реструктуризированной по решению от 24.12.2001 N 03/3023 задолженности по платежам во внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по 24.12.2001, составила 167650,74 руб.

Сумма пеней, начисленных на сумму реструктуризированной по решению от 02.07.2001 N 1002 задолженность по налогам и налоговым платежам за период с 22.06.2001 по 02.07.2001, составила 60485,81 руб.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001", реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года (далее именуется - задолженность), но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.

Вместе с тем за период с 01.01.2001 по дату вынесения решения о реструктуризации продолжают начисляться пени на основании статьи 75 НК РФ.

Названным постановлением N 699 не определено, судьба пеней, начисленных за названный период. На это обстоятельство налоговым органом указано Обществу в письме от 11.02.2003 (л.д.11).

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконными действия налогового органа по начислению пеней на задолженность по платежам во внебюджетные фонды, подлежащие реструктуризации, за названный период.

Судом не указана и норма Налогового кодекса Российской Федерации, которой противоречат действия налогового органа.

Из материалов дела (л.д.99-102) также следует, что сумма пеней по налоговым платежам не связана с решением о реструктуризации задолженности по решению от 02.07.2001.

Фактически всеми материалами дела подтверждается, что Общество, обращаясь и в налоговую инспекцию, и в суд, требовало признать задолженность по пеням безнадежной, ссылаясь на истечение сроков давности взыскания указанных пеней, и именно по этому основанию обязать налоговый орган ее списать.

Между тем, согласно ст.59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ N 100 от 12.02.2001 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам" предусматривает для юридического лица лишь одно основание для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности - ликвидацию организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно определен порядок списания задолженность только для названного случая.

Порядка списания задолженности по иным основаниям не установлено.

Материалы дела не содержат доказательств ликвидации Общества, также как и доказательств, свидетельствующих о прекращении обязанности по уплате спорной суммы пеней задолженности в соответствии со статьями 44, 45 НК РФ.

В связи с вышеизложенным суд кассационной инстанции считает требования налогоплательщика необоснованными, жалобе налоговой инспекции - подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене.

Учитывая результат рассмотрения настоящего дела и в соответствии со статьями 103, 105, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций в сумме 1000 руб.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.11.2003 по делу N А05-8348/03-10 отменить.

В удовлетворении заявления Коношского районного потребительского общества отказать.

Взыскать с Коношского районного потребительского общества в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

     Председательствующий
Н.Г.Кузнецова

Судьи:
Н.Н.Малышева
А.В.Шевченко

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А05-8348/03-10
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 22 марта 2004

Поиск в тексте