• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2004 года Дело N А19-17204/03-40-Ф02-900/04-С1


[Суд необоснованно прекратил производство по делу о взыскании задолженности по налогам по мотиву осуществления процедуры бесспорного взыскания, не приняв во внимание, что у учреждения отсутствует имущество и открыт только бюджетный счет, взыскание с которого возможно только в судебном порядке, поэтому определение о прекращении производства по делу отменено с направлением на новое рассмотрение]  

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Шошина П.В., судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.; представители сторон участия в судебном заседании не принимали, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району на определение от 5 декабря 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17204/03-40 (суд первой инстанции - Калашникова Т.А.), установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Ромашка" (далее - учреждение) 98 381 рубля 28 копеек задолженности по налогам и пени.

Определением от 5 декабря 2003 года производство по делу прекращено.

В апелляционном порядке законность и обоснованность определения не проверялись.

Не согласившись с определением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд при принятии определения не принял во внимание довод о том, что учреждение является бюджетной организацией, и у него отсутствуют внебюджетные счета и собственное имущество, а взыскание недоимки по налогам и пеням возможно только на основании исполнительных листов судебных органов.

Учреждением отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления NN 74494, 74496 от 04.03.2004), однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения и правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, в связи с наличием недоимки по налогам и страховым взносам налоговой инспекцией направлены в адрес учреждения требования N 387 об уплате в добровольном порядке в срок до 08.05.2003 единого социального налога и страховых взносов в сумме 37 922 рублей 52 копеек, пеней в сумме 49 639 рублей 61 копейки и N 652 об уплате в добровольном порядке в срок до 20.05.2003 единого социального налога и страховых взносов в сумме 621 рубля 87 копеек, пеней в сумме 10 557 рублей 28 копеек.

В связи с неисполнением названных требований и отсутствием у организации расчетных счетов в кредитных учреждениях налоговой инспекцией вынесены решения N 43 от 16.06.2003, N 141 от 01.08.2003 и постановления о взыскании налогов (сборов) за счет имущества учреждения N 43 от 16.06.2003 в сумме 104 445 рублей 47 копеек, в том числе: 54 805 рублей 86 копеек - задолженность по налогам и сборам, 49 639 рублей 61 копейка - соответствующие им суммы пеней и N 141 от 01.08.2003 в сумме 10 819 рублей 15 копеек, в том числе: 261 рубль 87 копеек - задолженность по налогам и сборам, 10 557 рублей 28 копеек - соответствующие суммы пеней.

Возбужденные на основании названных постановлений 23.06.2003 и 11.08.2003 судебным приставом-исполнителем подразделения судебных приставов по Нижнеилимскому району Иркутской области (судебный пристав) исполнительные производства, соответственно, NN 5665-1-03, 7025-1-03 прекращены 30.06.2003, 25.08.2003 в связи с невозможностью взыскания с учреждения налогов и пеней.

Постановлениями от 30.06.2003, 25.08.2003 судебный пристав возвратил налоговой инспекции постановления N 43 от 16.06.2003, N 141 от 01.08.2003 о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет имущества учреждения.

В связи с невозможностью взыскания сумм задолженности по налогам, страховым взносам и пени в бесспорном порядке налоговый орган обратился в суд с заявлением о ее взыскании.

Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что налоговая инспекция, осуществив установленную Налоговым кодексом Российской Федерации процедуру бесспорного взыскания налогов и пеней (иной порядок взыскания), не вправе обращаться с заявлением об их взыскании в суд.

Данный вывод основан на неправильном применении норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам настоящим Кодексом не предоставлено, данное право может быть реализовано только в судебном порядке.

При недостаточности, или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, или отсутствии информации о счетах налогоплательщика нормой пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу предоставлено право взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, налоговым органом не произведено взыскание задолженности по налогам и пени в бесспорном порядке, поскольку у учреждения отсутствует имущество и открыт только бюджетный счет, взыскание с которого возможно только в судебном порядке.

Следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу, определение суда подлежит отмене, дело - передаче в первую инстанцию того же арбитражного суда для рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Определение от 5 декабря 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17204/03-40 отменить.

Дело направить для рассмотрения по существу в первую инстанцию того же суда

     Председательствующий
      П.В.Шошин
      
Судьи:
      А.И.Евдокимов
      О.И.Косачева

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А19-17204/03-40-Ф02-900/04-С1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 01 апреля 2004

Поиск в тексте