• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2004 года Дело N А05-7911/03-26



[Суд правомерно признал требование ИМНС недействительным, так как в оспариваемом требовании в нарушение статьи 69 НК РФ не указаны суммы задолженности по страховым взносам, на которые начислены пени, сроки уплаты страховых взносов, а также период и ставка пеней]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., рассмотрев 06.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по городу Северодвинску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 20.10.2003 (судья Ипаев С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 26.12.2003 (судьи: Волков Н.А., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7911/03-26, установил:

Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный трест" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции по городу Северодвинску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) N 21/2816 по состоянию на 31.07.2003 в части пеней, а также об обязании налоговой инспекции внести изменения в данные лицевого счета путем уменьшения пеней на сумму 1359948 руб. 29 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске и Северодвинский филиал Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования.

Решением суда от 20.10.2003 заявленные предприятием требования частично удовлетворены. Оспариваемое требование признано недействительным в части 381 руб. 59 коп. пеней, подлежащих уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2003 решение суда изменено. Требование налоговой инспекции от 31.07.2003 N 21/2816 признано недействительным. Суд также обязал налоговый орган внести изменения в лицевой счет предприятия, уменьшив пени на сумму 1359948 руб. 29 коп. по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Фонд и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом положений постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, согласно акту сверки заявителя и территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации за предприятием по состоянию на 01.01.2001 числилась задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 6103054 руб. и пеней в сумме 7079561 руб.; согласно акту сверки Северодвинского филиала Фонда обязательного медицинского страхования за предприятием числилась задолженность по уплате страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 16024 руб. и пеней в сумме 2705 руб. 38 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования задолженность в сумме 435753 руб. и пеней в сумме 306948 руб. 30 коп.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 699), этим же постановлением утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности.

На основании постановления Правительства Российской Федерации N 699 и заявления предприятия от 30.11.2001 налоговой инспекцией было принято решение от 19.12.2001 N 21/4975 о проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у заявителя по состоянию на 01.01.2001.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое предприятием требование налоговой инспекции содержит требование об уплате пеней, исчисленных с суммы задолженности по страховым взносам, образовавшейся по состоянию до 01.01.2001; пени начислены за период с 01.01.2001 и до момента принятия решения о реструктуризации, то есть до 19.12.2001; указание же в требовании даты "на 09.09.2002" свидетельствует о частичном исполнении предыдущего требования N 21/3793.

Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что, удовлетворяя требования предприятия, суд правомерно указал на несоответствие требования от 31.07.2003 N 21/2816 об уплате пеней положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Кроме того, из пункта 19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата. с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.

В оспариваемом же требовании налоговой инспекции в нарушение статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации не указаны суммы задолженности по страховым взносам, на которые начислены пени, сроки уплаты страховых взносов, установленные законодательством, а также период и ставка пеней. Следовательно, не представляется возможным определить основания взыскания пеней, период, за который они взыскиваются, и сумму пеней, правомерно начисленную налоговым органом за несвоевременную уплату страховых взносов.

При таких обстоятельствах суд правомерно признал требование от 31.07.2003 N 21/2816 недействительным, и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки доказательств по делу и отмены судебного акта в этой части. Апелляционная инстанция также обратила внимание на то, что ранее из-за аналогичных нарушений решением Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5045/03-287/11 было признано недействительным требование налоговой инспекции N 21/3793.

Кассационная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции законно и обоснованно указал на неправомерность начисления налоговой инспекцией пеней на сумму задолженности по страховым взносам, образовавшуюся по состоянию до 01.01.2001, за период с 01.01.2001 и до момента принятия налоговым органом решения о реструктуризации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 699 предусмотрено, что реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001, но не более размера задолженности по состоянию на первое число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию. Данной нормой установлен период, в пределах которого производится реструктуризация задолженности.

Согласно пункту 3 решения от 19.12.2001 N 21/4975 о проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у заявителя по состоянию на 01.01.2001, со дня принятия решения прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности по страховым взносам, а также приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурируемой задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.

Согласно статье 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В соответствии с частью 2 статьи 57, частью 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока налогоплательщик уплачивает пени, начисляемые за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Кассационная инстанция считает, что период с 01.01.2001 по 19.12.2001 не является просрочкой, поскольку задолженность была реструктуризирована по состоянию на 01.01.2001 и погашалась в соответствии с графиком, согласованным с налоговой инспекцией. Постановление Правительства Российской Федерации N 699 не предусматривает начисления пеней за рассматриваемый период.

Таким образом, поскольку решением о реструктуризации фактически изменены сроки уплаты образовавшейся на 01.01.2001 недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды, начисление пеней на указанную сумму недоимки за период с 01.01.2001 до момента принятия решения о реструктуризации неправомерно, в особенности, учитывая, что начисление пеней произведено налоговым органом после принятия решения о реструктуризации.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно подведомственности арбитражному суду споров об обязании налогового органа внести изменения в лицевой счет налогоплательщика ошибочными.

Лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение Инструкции N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 15.04.94 N ВГ-3-13/23.

В постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.03.2003 N 8156/02 указано, что лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика, и также не содержат необходимых данных для проверки обоснованности начисления пеней в размере, указанном в письме налоговой инспекции, а сведений о направлении налогоплательщику (плательщику сборов) в установленном порядке требования об уплате налога и пеней нет.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что неотражение либо отражение в лицевом счете (внутреннем учетном документе налоговых органов, ведение которого не предусмотрено законодательством о налогах и сборах) конкретных сумм налоговых платежей или страховых взносов, начисленных пеней и санкций само по себе не ущемляет прав налогоплательщика (плательщика сборов).

Следовательно, требование заявителя об обязании налоговой инспекции внести изменения в данные лицевого счета путем уменьшения суммы пеней на 1359948 руб. 29 коп. не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем судебные акты в этой части подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7911/03-26 отменить в части обязания Инспекции по городу Северодвинску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам внести изменения в данные лицевого счета путем уменьшения пеней на сумму 1359948 руб. 29 коп. В этой части производство по делу прекратить.

В остальной части решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7911/03-26 оставить без изменения.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
С.Н.Бухарцев
О.В.Ветошкина

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А05-7911/03-26
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 06 мая 2004

Поиск в тексте