• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2004 года Дело N А05-10787/03-18



[Кассационная инстанция отменила решение суда, так как считает ошибочным вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и направила дело на новое рассмотрение, поскольку в деле отсутствует акт сверки расчетов сторон, подтверждающий правильность начисления налога]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Ветошкиной О.В., судей: Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., рассмотрев 05.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.12.2003 по делу N А05-10787/03-18 (судья Чалбышева И.В.), установил:

Открытое акционерное общество "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ОАО "Соломбальский ЦБК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Архангельской области (далее - налоговая инспекция) о привлечении к налоговой ответственности от 23.09.2003 N 270, требования от 23.09.2003 N 251 об уплате налогов и пеней, требования от 23.09.2003 N 250 об уплате налоговых санкций, а также требования от 17.11.2003 N 1363 в части уплаты земельного налога по состоянию на 18.11.2003.

Решением арбитражного суда от 31.12.2003 заявление ОАО "Соломбальский ЦБК" удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, при исчислении земельного налога налогоплательщик должен исходить из того, что ставки земельного налога изменялись ежегодно федеральными законами, которыми вводились повышающие коэффициенты.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога.

ОАО "Соломбальский ЦБК" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которой земельный налог исчислен по ставкам, установленным решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" и введенным в действие с 01.01.99 с применением повышающего коэффициента 1,8.

По результатам камеральной проверки представленной обществом декларации налоговая инспекция приняла решение о привлечении ОАО "Соломбальский ЦБК" к налоговой ответственности от 23.09.2003 N 270, которым налогоплательщику доначислено 58871,5 руб. налога за 2003 год по сроку уплаты 15.07.2003, 1627,88 руб. пеней и 8667,97 руб. штрафа. Из решения налоговой инспекции N 270 следует, что земельный налог рассчитан ею с применением к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов "2", "1,2", "2", предусмотренных нормами федеральных законов о федеральном бюджете на 1999, 2000 и 2002 годы. На основании указанного решения заявителю выставлены требование от 23.09.2003 N 251 об уплате налогов и пени, требование от 23.09.2003 N 250 об уплате налоговых санкций и требование от 17.11.2003 N 1363 в части уплаты земельного налога по состоянию на 18.11.2003.

Удовлетворяя заявленные ОАО "Соломбальский ЦБК" требования, суд сделал ошибочный вывод о том, что ежегодно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.

В соответствии с пунктами 1, 2* Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "пунктами 1, 2 статьи 21". - Примечание "КОДЕКС".

Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. Статья 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" устанавливает, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель. Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" предусмотрено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".

Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную представительными местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.

Таким образом, ставкой земельного налога в Приморском районе Архангельской области в 1999 году являлась ставка, предусмотренная нормативным актом представительного органа города Архангельска, увеличенная в 2 раза, в 2000-2001 году - в 2,4 раза, в 2002 году - в 4,8 раза, а в 2003 году - в 8,64 раза.

При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, является ошибочным.

Поскольку спор по настоящему делу касается правильности исчисления суммы земельного налога за 2003 год, а в материалах дела отсутствует акт сверки расчетов сторон, подтверждающий правильность начисления налога, кассационная инстанция не может принять по делу новое решение.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов земельного налога за 2003 год, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.12.2003 по делу N А05-10787/03-18 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

     Председательствующий
О.В.Ветошкина

Судьи:
С.Н.Бухарцев
О.А.Корпусова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А05-10787/03-18
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 05 мая 2004

Поиск в тексте