ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2004 года Дело N А13-8546/03-08


[Суд признал недействительным решение ИМНС о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, поскольку не установил, что общество не представило сведения о доходах физических лиц, по отношению к которым оно является работодателем или налоговым агентом]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Малышевой Н.Н., судей: Кочеровой Л.И., Дмитриева В.В., при участии от открытого акционерного общества "Череповецкий завод силикатного кирпича" - Соловьева С.Ю. (доверенность от 01.12.2003), рассмотрев 18.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 17.12.2003 (судья Чельцова Н.С.) и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2004 (судьи: Ковшикова О.С., Осокина Н.Н., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8546/03-08, установил:

Открытое акционерное общество "Череповецкий завод силикатного кирпича" (далее - Общество, ОАО "ЧЗСК") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - Инспекция) от 30.09.2003 N 13-15/318НА в части привлечения ОАО "ЧЗСК" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 5450 руб. штрафа и начисления 218815 руб. 76 коп. пеней за несвоевременное перечисление в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц.

Решением от 17.12.2003 суд удовлетворил требования Общества.

Постановлением от 18.02.2004 апелляционная инстанция оставила решение суда от 17.12.2003 без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ОАО "ЧЗСК" в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Инспекции, надлежаще извещенной о дате и времени судебного заседания.

В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы Инспекции и просил оставить судебные акты без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет ОАО "ЧЗСК" подоходного налога и налога на доходы физических лиц, а также своевременности и полноты представления в налоговый орган сведений о выплаченных гражданам суммах за период с 01.01.2000 по 28.02.2003.

По результатам проверки Инспекция составила акт от 12.09.2003 N 13-14/363НА, и с учетом представленных налогоплательщиком возражений (от 25.09.2003 N 27684), приняла решение от 30.09.2003 N 13-15/318НА, о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

ОАО "ЧЗСК" оспорило решение Инспекции от 30.09.2003 N 13-15/318НА в части привлечения его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания 5450 руб. штрафа и начисления 218815 руб. 76 коп. пеней за несвоевременное перечисление в бюджет подоходного налога, начисленного на сумму задолженности, числящейся за Обществом на начало выездной проверки (01.01.2000).

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального права, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.

Из материалов дела следует (пункт 2.2.1 акта от 12.09.2003 N 13-14/363НА), что Общество в нарушение пункта 5 статьи 20 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1) и пункта 2 статьи 230 НК РФ не представило в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных 109 физическим лицам за 2000 год. В связи с этим Инспекция привлекла ООО "ЧЗСК" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде 5450 руб. штрафа (50 рублей за каждый непредставленный документ).

В соответствии со статьей 20 Закона N 1998-1 предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы, и об удержанных суммах налога.

По смыслу данной нормы обязанность представлять сведения о доходах возложена законодателем на работодателей.

Пунктом 2 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов (пункт 1 статьи 24 НК РФ).

Судом не установлено и материалами дела не подтверждается, что штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 126 НК РФ, применен к ОАО "ЧЗСК" за непредставление сведений о доходах физических лиц, по отношению к которым оно является работодателем или налоговым агентом.

Кроме того, в силу подпункта "к" статьи 3 Закона N 1998-1 в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются суммы единовременной денежной помощи, выплаченной в 2000 году инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, РСФСР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов либо с их последствиями.

Из материалов дела следует, что ОАО "ЧЗСК" в честь Дня пожилого человека и празднования 55-й годовщины Победы в 2000 году выплатило пенсионерам - бывшим работникам Общества (109 человек) вознаграждение и материальную помощь по 100 руб. каждому.

Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о неправомерном привлечении ОАО "ЧЗСК" к ответственности за "непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, признан кассационной инстанцией обоснованным.

Удовлетворяя требования заявителя в части неправомерного начисления Инспекцией 218815 руб. 76 коп. пеней за несвоевременное перечисление в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц по состоянию на 30.09.2003, начисленных на сумму 212209 руб. - сальдо по подоходному налогу на начало проверки (01.01.2000), суд правомерно исходил из того, что задолженность, выявленная налоговым органом, образовалась в период, не охватываемый выездной налоговой проверкой.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. При этом налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (статья 87 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Следовательно, для определения правомерности начисления пеней необходимо установить факт недоимки, сумму недоимки, дату, с которой должны начисляться пени.

При проведении проверки Инспекция установила неперечисление Обществом удержанного им подоходного налога и налога на доходы физических лиц в сумме 212209 руб. за 1999 год. При этом, как установлено судом и подтверждается материалами дела, сумма задолженности определена налоговым органом по данным бухгалтерского учета ОАО "ЧЗСК" без учета первичных документов, свидетельствующих о правильном исчислении и удержании с физических лиц суммы налога.

Из материалов дела также следует, что выездная налоговая проверка деятельности Общества проведена Инспекцией за период с 01.01.2000 по 28.02.2003, а задолженность в сумме 212209 руб. образовалась за 1999 год, не охватываемый выездной налоговой проверкой, то есть на названную сумму не могут быть начислены пени за проверяемый период. Следовательно, начисление суммы пеней по указанной недоимке также обоснованно признано судами неправомерным.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому у кассационной инстанции нет оснований для отмены принятых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 17.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8546/03-08 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.Н.Малышева

Судьи:
Л.И.Кочерова
В.В.Дмитриев

Текст документа сверен по:

рассылка