• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2003 года Дело N А56-41221/03

[Поскольку в 2001 году для исчисления земельного налога должна применяться ставка, установленная Законом "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", суд признал правомерным произведенный заявителем перерасчет земельного налога исходя из ставок, установленных Законом "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" с применением введенных федеральными законами на 2000, 2001 годы и Законом Санкт-Петербурга на 2002 год коэффициентов]

Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Суздалец" к Инспекции МНС РФ по Выборгскому району Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, установил:

ЗАО "Суздалец" обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции МНС РФ по Выборгскому району Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченного земельного налога за 2000, 2001, 2002 годы в размере 101108,29 руб.

В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил требования, применив при исчислении налога за 2002 год коэффициент 2,688, в связи с чем излишне уплаченная сумма земельного налога составила 88226 руб. 34 коп.

Ответчик требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, 04.08.2003 налогоплательщик представил в Инспекцию МНС РФ по Выборгскому району Санкт-Петербурга перерасчеты по земельному налогу за 2000, 2001 и 2002 годы и просил зачесть излишне уплаченную сумму налога в счет предстоящих налоговых платежей.

Письмом от 11.09.2003 N 07/16213 заместитель руководителя ИМНС сообщил о том, что оснований для пересмотра ранее начисленных сумм земельного налога не имеется.

Ответчик считает, что представленные заявителем уточненные расчеты земельного налога противоречат Федеральным законам РФ "О федеральном бюджете на 2000 год", "О федеральном бюджете на 2001 год" и ст.27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" с изменениями от 11.07.2002 N 314-27.

Суд находит позицию ответчика ошибочной.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательством Российской Федерации. Конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые приведены в приложении к этому Закону. Эти средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.

Согласно Закону Российской Федерации от 17 марта 1997 года "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Законодательством Санкт-Петербурга указанные ставки не изменялись.

В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка.

Согласно пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В пункте 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных этим Кодексом.

Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства. Федеральным законом от 09.06.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" с учетом экономических процессов предусмотрены соответствующие изменения налоговых ставок.

Коэффициенты введены федеральными законами о бюджетах на 1999, 2000, 2001 годы. Коэффициент подлежит применению не при определении ставки налога, а при исчислении налога за конкретный налоговый период.

По смыслу статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога" повышающего коэффициента, равного 2, ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный Закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения на следующий год регламентированы Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - 1,2. Применение коэффициента 1,2 также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.

В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Следовательно, повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, действующими в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняется в силу прямого указания в законе, не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер, влияя только на порядок исчисления налога.

Согласно статье 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.

Таким образом, повышающий коэффициент 1,2 не подлежит применению в 2001 году, поскольку Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" утратил силу, а последующий закон не установил повышающих коэффициентов. Следовательно, в 2001 году для исчисления земельного налога должна применяться ставка, установленная Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".

Законом Санкт-Петербурга от 21.11.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (статья 27) установлено, что с 01.01.2002 ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 2,688.

При таких обстоятельствах ЗАО "Суздалец", применив двойную индексацию ставки земельного налога, излишне уплатил налог, а потому правомерно произвел перерасчет земельного налога исходя из ставок, установленных Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" с применением введенных федеральными законами на 2000, 2001 годы и Законом Санкт-Петербурга на 2002 год коэффициентов. Факт зачисления в бюджет уплаченных заявителем сумм налога подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен.

Зачет или возврат излишне уплаченного налога производится по правилам статьи 78 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления.

Материалами дела подтверждается, что в пятидневный срок после получения заявления (10 августа 2003 года) решение о зачете не принято. Выводы письма от 11.09.2003 N 07/16213 неправомерны по основаниям, изложенным выше.

При таких обстоятельствах следует признать, что допущенное налоговым органом бездействие, выразившееся в непринятии в пятидневный срок решения о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, является незаконным.

В соответствии со ст.104 АПК РФ заявителю надлежит возвратить уплаченную при обращении в суд госпошлину.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Налоговым кодексом РФ, суд решил:

Признать незаконным бездействие Инспекции МНС РФ по Выборгскому району Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о зачете в счет предстоящих платежей ЗАО "Суздалец" излишне уплаченного земельного налога за 2000, 2001, 2002 годы в размере 88226 руб. 34 коп.

Выдать ЗАО "Суздалец" справку на возврат из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.

     Судья
...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-41221/03
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 23 декабря 2003

Поиск в тексте