ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2004 года Дело N Ф04/218-2616/А27-2003


[Вывод налогового органа о занижении налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых в связи с необоснованным применением налогоплательщиком положений ст.342 НК РФ является необоснованным, в связи с чем у налогового органа не было правовых оснований для доначисления налога, исчисления пени и привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., в судебном заседании при участии: от заявителя - К.В.Пономарев, юрисконсульт, приказ от 02.09.2002 N 253-к, доверенность от 02.09.2002 N 1-11/704; О.С.Пономарева, юрисконсульт, приказ от 16.01.2003 N 12, доверенность от 07.08.2003 N 1-11-709; от ответчика - представитель не явился, сторона о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Кемеровской области (ответчик) на решение от 09.09.2003 (судья ...) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9174/2003-6 по заявлению дочернего холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытого акционерного общества "Разрез "Осинниковский", г.Осинники, п.Малиновка, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Кемеровской области, установил:

Дочернее холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытое акционерное общество "Разрез "Осинниковский" (далее - ОАО "Разрез "Осинниковский") обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 13.05.2003 N 241 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 09.09.2003 заявленное требования удовлетворено.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.

Принимая решение, суд исходил из того, что вывод налогового органа о занижении налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых в связи с необоснованным применением налогоплательщиком положений подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованным, в связи с чем у налогового органа не было правовых оснований для доначисления налога, исчисления пени и привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятое по делу решение и принять новое. Ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя. Полагает, что налогоплательщик не имел право применять ставку 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части ранее списанных запасов при добыче угля в количестве 5232 тонн, поскольку не представил заключение Госгортехнадзора об ухудшении горно-геологических условий и качества полезных ископаемых, а так же заключение государственной экспертизы запасов. Так же указывает, что в виду отсутствия у ОАО "Разрез "Осинниковский" нормативов потерь твердых полезных ископаемых, утвержденных Министерством природы Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором в составе проектной документации, предусмотренных "Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых ...", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, применение налогоплательщиком подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации незаконно.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Разрез "Осинниковский" отмечает, что требования налогового органа необоснованны, просит оставить судебное решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Считает, что при оформлении акта на списание запасов полезных ископаемых им были соблюдены нормы действующего законодательства, так же указывает на отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру утверждения нормативов потерь полезных ископаемых на 2003 год, в связи с чем полагает, что использование прежнего порядка утверждения нормативов потерь при подаче сведений в налоговый орган является обоснованным.

В судебном заседании представители ОАО "Разрез "Осинниковский" поддержали свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Представители налоговой инспекции в судебном заседании не присутствовали, сторона о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы уведомлена надлежащим образом.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, решением налоговой инспекции от 13.05.2003 N 241 заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 47939,80 руб., налогоплательщику доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 239699 руб. и пени в размере 11217,91 руб.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужило, по мнению -налоговой инспекции, необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки ноль процентов согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации к нормативным потерям угля (фактическим потерям угля при добычи) в количестве 18712 тонн, что привело к занижению налогооблагаемой базы и к неуплате налога в сумме 187322 руб. Необоснованное применение налогоплательщиком подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации к добытому углю в количестве 5232 тонн привело к занижению налогооблагаемой базы в сумме 1309413 руб. и к неуплате налога в сумме 52377 руб.

Также решение налоговой инспекции мотивировано тем, что у налогоплательщика отсутствуют нормативы потерь, утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.

Несогласие заявителя с решением налогового органа послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.

Принимая решение, суд надлежащим образом исследовал фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу, указав, что предприятие не может быть лишено права на льготное налогообложение, предусмотренное статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, поскольку законодатель ограничивает нормативами лишь пределы применения льготы, а не само право на применение ставки ноль процентов.

Как установлено судом, заявитель воспользовался показателями нормативов потерь на 2003 год, согласованными 25.12.2002 с Кузнецким управлением Госгортехнадзора Российской Федерации, что подтверждается "Протоколом рассмотрения планов развития горных работ, состояния промышленной безопасности, охраны труда и нормативов потерь угля по открытым горным работам в акционерных обществах на 2003 год" от 20.12.2002.

Суд кассационной инстанции считает, что налоговый орган, принимая оспариваемое решение, формально исходил из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку "Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 не устанавливают сроки утверждения нормативов, порядок их направления на согласование и т.д.

Кроме того, порядок утверждения нормативов потерь требует дополнительной доработки, о чем свидетельствует распоряжение МПР Российской Федерации от 21.03.2002 N 164-р, которым утвержден План мероприятий по подготовке методических рекомендаций для реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, от 29.12.2001 N 921, от 29.12.2001 N 926, от 25.01.2002 N 57, а также совместное письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПС-1946/4467 "О нормативах потерь твердых ископаемых на 2002 год".

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добычи полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается налоговой инспекцией, что заявитель в налоговой декларации применил льготное налогообложение по ставке 0 процентов при добычи полезных ископаемых при разработке ранее списанных полезных ископаемых.

Основные требования к списанию запасов установлены приказом МПР Российской Федерации от 09.07.97 N 122, утвердившим Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса.

Согласно абзаца 5 пункта 10 указанного Положения списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов на списание запасов полезных ископаемых, утвержденных органами МПР России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения.

Конкретный порядок списания предусмотрен Инструкцией МПР Российской Федерации от 18.07.97 N 121-1 и Госгортехнадзора Российской Федерации от 17.09.97 N 28.

В обоснование правомерности применения налоговой ставки 0 процентов заявителем представлен акт, утвержденный начальником Кузнецкого округа Гостехнадзора России 30.12.99 и согласованный с председателем Кемеровского комитета природных ресурсов 29.12.99.

В связи с чем не требуется решения МПР Российской Федерации по отнесению запасов полезных ископаемых по вышеуказанному акту к некондиционным.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 09.09.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9174/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Кемеровской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка