ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/2711


[Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ответчик необоснованно исчислил провозную плату в соответствии с Тарифной политикой РЖД, так как в данном случае подлежал применению соответствующий тариф, установленный Прейскурантом N 10-0]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - представители не явились, от ответчиков: ФГУП "ДВЖД" МПС РФ - Глущенко В.Н., юрисконсульт, по доверенности N НЮ-4 от 04.01.2003, СП ООО "ТрансРейл-Восток" - Сафронова С.В., юрисконсульт, по доверенности N 2 от 14.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ на решение от 05.08.2003 по делу N А73-5321/2003-30 Арбитражного суда Хабаровского края, решение приняла судья ..., по иску общества с ограниченной ответственностью "Нельма Ист" к федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ, СП ООО "ТрансРейл-Восток" о взыскании 4222453 руб., установил:

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 03.11.2003.

Общество с ограниченной ответственностью "Нельма Ист" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ (далее - ФГУП "ДВЖД"), совместному предприятию со швейцарскими инвестициями в форме общества с ограниченной ответственностью "ТрансРейл-Восток" о взыскании необоснованно списанных провозных платежей в размере 4222453 руб.

Решением от 05.08.2003 исковые требования удовлетворены частично. С ФГУП "ДВЖД" взысканы излишне уплаченные провозные платежи в размере 4177453 руб. В иске к ООО "ТрансРейл-Восток" и в остальной части иска отказано.

При этом суд признал необоснованным начисление ФГУП "ДВЖД" провозной платы по ставкам Тарифной политики Российских железных дорог, разработанной на базе Тарифной политики государств - участников СНГ, принимаемой на основании Тарифного соглашения от 17.02.93 и введенной в действие телеграммой МПС РФ N 722 от 05.09.98, и указал на необходимость применения тарифа на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, установленного Прейскурантом N 10-01.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

ФГУП "ДВЖД" в кассационной жалобе предлагает решение от 05.08.2003 отменить, в связи с нарушением норм материального права.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что тарифы, установленные Тарифной политикой на 2002 фрахтовый год были утверждены в Российской Федерации не Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, а комиссией Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте и введены в действие актом МПС РФ. Таким образом, как считает заявитель жалобы, тарифная политика на 2002 фрахтовый год лишена тех недостатков, которые были присущи Тарифным политикам на предыдущие фрахтовые годы. Поскольку перевозка груза производилась на экспорт, поэтому, по мнению ответчика, при расчетах с истцом, дорогой правильно применена тарифная политика РЖД.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ФГУП "ДВЖД" поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель ООО "ТрансРейл-Восток" выразил несогласие с позицией заявителя, просил оставить без изменения состоявшееся по делу решение. ООО "Нельма Ист", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимало.

Проверив законность решения от 05.08.2003 Арбитражного суда Хабаровского края, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, ООО "ТрансРейл-Восток", действуя в качестве экспедитора по договору на транспортно-экспедиторское обслуживание от 19.06.2002 N 2002/79, заключенному с ООО "Нельма Ист" по железнодорожным накладным производило отправку железнодорожным транспортом грузов на экспорт, принадлежащих компании "Нельма Ист".

По указанным отправкам железная дорога начислила и списала с лимитированной справки в ТехПД ООО "ТрансРейл-Восток" провозную плату по ставкам Тарифной политики Российских железных дорог.

Истец, полагая, что провозная плата должна исчисляться согласно ставкам Прейскуранта N 10-01, обратился с претензиями к ООО "ТрансРейл-Восток" и ФГУП "ДВЖД", в которых просил восстановить на лимитированной справке излишне взысканную провозную плату.

Отклонение претензий ответчиками послужило основанием для обращения ООО "Нельма Ист" в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно ст.7 Транспортного устава железных дорог РФ тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.

В соответствии с п.1 ст.10 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством РФ.

Исходя из ст.ст.6, 11 ФЗ "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.

В настоящее время тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, установлены Прейскурантом N 10-01. Данные тарифы утверждены министерством по антимонопольной политике - органом регулирования естественных монополий.

Тарифное соглашение и принятые на его основе документы не могут устанавливать общеобязательную ставку грузового тарифа, поскольку в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ входит рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, а не их утверждение.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ФГУП "ДВЖД" необоснованно исчислило провозную плату в соответствии с Тарифной политикой РЖД, и в данном случае подлежал применению соответствующий тариф, установленный Прейскурантом N 10-01.

Установив факт того, что перебор провозной платы за перевозку грузов согласно представленных железнодорожных накладных составил 4177453 руб., арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования истца в этой сумме.

Также правомерно отказано в удовлетворении исковых требований, заявленных к ООО "ТрансРейл-Восток", поскольку материалами дела подтверждается, что данное общество не является перевозчиком грузов, поэтому взимание провозных платежей в его функции не входит.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 05.08.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5321/2003-30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка