ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/2832


[Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы
на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными
органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской
Федерации возложены данные функции]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - Громыко А.Н., юрисконсульт, по доверенности N 20 от 17.12.2002, от ответчика - Морозова Е.Г., юрисконсульт, по доверенности N НЮ-425 от 29.09.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ на решение от 15.07.2003 по делу N А73-4369/2003-28 Арбитражного суда Хабаровского края, дело рассматривал в суде первой инстанции судья ..., по иску общества с ограниченной ответственностью "Восточная транспортная компания" к федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ, о восстановлении на лицевом счете 2476839 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного судебного акта кассационного арбитражного суда откладывалось до 14.11.2003.

Общество с ограниченной ответственностью "Восточная транспортная компания" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ о восстановлении на лицевом счете N 4941186 в Хабаровском Технологическом центре по обработке перевозочных документов (Хабаровский ТехПД) необоснованно списанных провозных платежей в сумме 2476839 руб.

На основании статьи 49 АПК РФ истец изменил предмет иска и просил суд взыскать с ответчика 2476839 руб. убытков. В качестве нормативного обоснования своего требования истец указал на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда от 15.07.2003 иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, как незаконного.

ФГУП "ДВЖД" МПС РФ в обоснование правовой позиции по делу ссылается на неправильное применение судом норм российского и международного частного материального права (статьи 2, 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 N 42 (в редакции от 06.11.2001 N 777) и от 19.03.2001 N 194, регулирующие деятельность комиссии по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (далее - комиссия), а также порядок установления тарифов федеральными органами исполнительной власти, протокол комиссии от 21.11.2001, письмо Федеральной энергетической комиссии от 20.01.2003). Указывает на правомерность применения ставок, установленных Тарифной политикой стран СНГ на 2002 год, а не Прейскурантом N 10-01, и неприменение судом содержащихся в ней норм к правоотношениям сторон.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и выступлениях участвовавших в заседании представителей сторон в порядке и пределах, предусмотренных в статьях 284, 286 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.

Установлено, что в июне-июле 2002 года железная дорога (перевозчик) оказывала ООО "Восточная транспортная компания" (грузоотправителю, действующему по договору транспортной экспедиции) услуги по перевозке грузов в Китайскую Народную Республику.

Провозная плата исчислена перевозчиком по ставкам Тарифной политики стран СНГ на 2002 год.

Считая применение этих ставок необоснованным, поскольку тарифы за перевозки грузов в международных сообщениях по территории Российской Федерации установлены Прейскурантом N 10-01, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Исходя из статей 6 и 11 Федерального закона "О естественных монополиях", определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.

В настоящее время тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, установлены Прейскурантом N 10-01.

Что касается тарифной политики стран СНГ, принимаемой на тарифных конференциях, то она носит межведомственный характер и определяет предельный уровень провозной платы, а в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ входит лишь рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, а не их утверждение.

В соответствии с пунктом 12 Положения государственное регулирование тарифов осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации на основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.

Доказательств, свидетельствующих о том, что комиссией утверждены предусмотренные Тарифной политикой стран СНГ ставки провозной платы на перевозку грузов в международном сообщении на 2002 год, железной дорогой не представлено.

В протоколе комиссии от 21.11.2001, на который ссылается ФГУП "ДВЖД" МПС РФ в кассационной жалобе, содержится лишь поручение МПС РФ опубликовать Тарифную политику железных дорог государств - участников СНГ на 2002 фрахтовый год и объявить порядок ее применения.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что размеры провозной платы, установленные Тарифной политикой стран СНГ на 2002 год, нельзя рассматривать как ставки тарифа, подлежащие обязательному применению, в связи с несоблюдением порядка их утверждения и взыскал с ответчика истребуемую сумму.

В этой связи законный и обоснованный судебный акт, при принятии которого не было допущено нарушений норм процессуального права, подлежит оставлению в силе, а кассационная жалоба - отклонению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 15.07.2003 по делу N А73-4369/2003-28 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка