ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2004 года Дело N А19-10775/03-24-Ф02-2553/04-С1


[Указание в инкассовых поручениях суммы налогов и пеней в меньших размерах, чем в резолютивной части решения,  вынесенного по результатам налоговой проверки, и требовании об уплате налогов и пеней не может являться основанием для признания недействительными названных инкассовых поручений, поскольку не нарушает права и законные интересы налогоплательщика]

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Шелёминой М.М., судей: Кадниковой Л.А., Шошина П.В., представители сторон участия в судебном заседании не принимали, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска на решение от 8 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10775/03-24 (суд первой инстанции - Зволейко О.Л.), установил:

Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие по геофизическим работам "Иркутскгеофизика" (ФГУГП "Иркутскгеофизика") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными инкассовых поручений NN 7882, 7883, 7884, 7885 от 20.05.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска (налоговая инспекция).

Определением суда от 20 августа 2003 года производство по делу прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 20 октября 2003 года определение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 декабря 2003 года определение и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Решением суда от 8 апреля 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением от 8 апреля 2004 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговой инспекцией полностью соблюден установленный нормами Налогового кодекса Российской Федерации бесспорный порядок взыскания налогов и пеней за счет денежных средств предприятия на счетах в банках, срок для добровольного исполнения налогового обязательства установлен в требовании N59 до 19.04.2003.

ФГУГП "Иркутскгеофизика" отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N80957 от 19.06.2004, N80958 от 22.06.2004), однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, поэтому дело слушается без их участия.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в названном судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ФГУГП "Иркутскгеофизика" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 31.12.2001.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт N 02/429-3072дсп и вынесено решение N 02-10/600дсп от 11.04.2003, в том числе о взыскании с ФГУГП "Иркутскгеофизика" задолженности по налогам: на добавленную стоимость в сумме 4 181 052 рубля, на прибыль в сумме 886 755 рублей, с продаж в сумме 2 134 рубля, на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 941 рубль, на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в сумме 3 481 рубль, платежей за пользование недрами в сумме 2 464 рубля, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 12 104 рубля, (всего 5 089 931 рубль), дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 121 929 рублей, а также пеней в сумме 1 950 024 рубля за неуплату налогов и сборов.

Требованием N 59 предприятию предложено в добровольном порядке уплатить в бюджет исчисленные по результатам проверки суммы налогов, сборов и пеней.

Неисполнение названного требования в установленный срок послужило основанием для вынесения налоговой инспекцией решения от 20.05.2003 N 06-59 о взыскании налогов и пеней в общей сумме 3 455 169 рублей за счет денежных средств ФГУГП "Иркутскгеофизика" на счетах в банках. 24.05.2003 решение отправлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением.

Во исполнение указанного решения на расчетный счет N 40502810000001151502, открытый ФГУГП "Иркутскгеофизика" в ОАО "ВостСибтранскомбанк", налоговой инспекцией выставлены инкассовые поручения от 20.05.2003 N 7882 на взыскание налога на добавленную стоимость в сумме 1 669 022 рубля и пеней в сумме 1 130 211 рублей, N 7883 на взыскание налога на прибыль в сумме 213 552 рубля и пеней в сумме 232 281 рубль, N 7884 на взыскание налога на прибыль в сумме 6 798 рублей и пеней в сумме 12 465 рублей, N 7885 на взыскание налога на прибыль в сумме 91 685 рублей и пеней в сумме 99 155 рублей.

ФГУГП "Иркутскгеофизика" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными данных инкассовых поручений, как ненормативных актов, принятых с нарушением норм статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя заявленные требования, необоснованно исходил из того обстоятельства, что налоговой инспекцией нарушен порядок бесспорного взыскания с предприятия налогов и пеней.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок с налогоплательщика-организации производится взыскание налога в порядке предусмотренном статьями 46, 47 кодекса.

Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, основанием для вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке и, соответственно направления в банк соответствующих инкассовых поручений, является факт неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Пунктами 1, 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. При этом требование об уплате налога должно содержать, в том числе срок его исполнения.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии в направленном ФГУГП "Иркутскгеофизика" требовании N 59 срока его исполнения опровергается имеющимся в тексте требования указанием на срок уплаты - 19.04.2003 (л.д.66), а также заявитель при обращении в суд, в своём заявлении на этот срок указывал.

Кроме того, суд кассационной инстанции полагает, что при отсутствии в требовании об уплате налога даты его исполнения либо истечении указанного в нем срока на дату получения налогоплательщиком, требование исполняется в разумный срок, реальный для исполнения.

В качестве основания для признания недействительными оспариваемых инкассовых поручений судом признано также несовпадение сумм налогов и пени, указанных в них и в Решении налоговой инспекции от 11.04.2003.

Однако, то обстоятельство, что в инкассовых поручениях суммы налогов и пеней указаны в меньших размерах, чем в резолютивной части вынесенного по результатам выездной налоговой проверки решения и направленного требования об уплате налогов и пеней, не может являться основанием для признания недействительными названных инкассовых поручений, поскольку не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, поскольку налоговой инспекцией соблюден предусмотренный законом порядок принудительного взыскания налогов и пеней за счет денежных средств ФГУГП "Иркутскгеофизика" на счете в банке, права и законные интересы налогоплательщика не нарушены, следовательно выводы суда первой инстанции о признании недействительными инкассовых поручений NN 7883, 7884, 7885 от 20.05.2003 необоснованны. В связи с этим решение Арбитражного суда Иркутской области в этой части подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку фактические обстоятельства по делу в данной части установлены судом, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

Признавая неправомерным взыскание части суммы по инкассовому поручению N7882, судом в порядке статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаны преюдициальными обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением от 16 июля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9097/03-15, которым по заявлению ФГУГП "Иркутскгеофизика" решение N 02-10/600дсп от 11.04.2003 налоговой инспекции признано недействительным, в том числе в части предложения уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 2 315 675 рублей и пеней в сумме 1 130 211 рублей.

Однако вывод суда о признании полностью недействительным инкассового поручения N 7882 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 1 669 022 рубля и пеней в сумме 1 130 211 рублей является недостаточно обоснованным, поскольку названное решение налоговой инспекции в части предложения уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 1 865 377 рублей (4 181 052 - 2 315 675) не оспаривалось, недействительным не признавалось, и взыскание с предприятия данной суммы налога на добавленную стоимость не может быть признано незаконным.

Кроме того, из материалов дела следует, что к моменту рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции инкассовое поручение N 7882 со счета предприятия в банке налоговой инспекцией отозвано.

Поскольку суд, признавая недействительным инкассовое поручение N 7882, данные обстоятельства не исследовал и не оценил надлежащим образом, а также не исследовал и обоснованность размера начисленных пени, решение суда в этой части подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 8 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10775/03-24 отменить.

В удовлетворении требований Федерального государственного унитарного геологического предприятия по геофизическим работам "Иркутскгеофизика" о признании недействительными инкассовых поручений NN 7883, 7884, 7885 от 20.05.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска отказать.

В части заявленных требований Федерального государственного унитарного геологического предприятия по геофизическим работам "Иркутскгеофизика" о признании недействительным инкассового поручения N 7882 от 20.05.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

     Председательствующий
      М.М.Шелёмина

      Судьи
      Л.А.Кадникова
      П.В.Шошиня

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка