• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2004 года Дело N А58-4638/2003-ФО2-1997/04-С1


[Суд отказал в иске налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций  за неполную
уплату налога на добычу полезных ископаемых, сделав вывод об отсутствии вины
налогоплательщика в совершении вменяемого ему правонарушения]

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Юдиной Н.М., судей: Борисова Г.Н., Брюхановой Т.А., представители сторон участия в судебном заседании не принимали, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Нерюнгри на решение от 17 февраля 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4638/2003 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б.) установил:

Инспекция Министерства по налогам и сборам по городу Нерюнгри (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Якутуголь" (далее - общество) 87 821 рубля налоговых санкций.

Решением от 17 февраля 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт по делу, считая, что суд неправильно применил нормы материального права.

По мнению заявителя, вывод суда об отсутствии в действиях налогоплательщика состава правонарушения не соответствует материалам дела.

Налоговая инспекция считает, что суд вынес решение в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь налогообложение производится в общеустановленном порядке.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежаще, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 июня 2004 года.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года, обществу в связи с отсутствием нормативов потерь, был доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 439 105 рублей.

Решением N 34-12/12 от 25.09.2003 общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 87 821 рубля.

В добровольном порядке штраф не уплачен, что явилось основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд.

Выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении заявленных требований, соответствуют закону.

В соответствии со статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено в ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины.

Как видно из материалов дела, основанием для привлечения общества к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых явилось уменьшение объекта налогообложения на объем нормативных потерь.

Согласно пункту 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь. В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, были утверждены Правительством Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2001 года N 921.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил, нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

Из материалов дела усматривается, что разработанный обществом расчет нормативов потерь на 2003 года утвержден в июле 2003 года.

Следовательно, при расчете налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2003 года, общество должно было относить все фактические потери к сверхнормативным.

Вместе с тем, были утверждены обществом до июля 2003 год в силу объективных причин. Так, 19.11.2002 в Южно-Якутском горнотехническом отделе состоялось рассмотрение программы развития горных работ и нормативов потерь по разрезу "Нерюнгринский" на 2003 год, о чем составлен протокол и материалы рассмотрения направлены отделом на утверждение в Якутское управление Госгортехнадзора России; 23.01.2003 в Якутское управление Госгортехнадзора России повторно направлен "План эксплуатационных потерь угля по разрезу "Нерюнгринский" для согласования и последующего утверждения в Министерство природных ресурсов Российской Федерации; 17.02.2003 Общество направило в Якутское управление Госгортехнадзора России нормативы потерь по форме таблицы МПР России для согласования во исполнение письма Якутского управления Госгортехнадзора России; 22.04.2003 направлены таблицы МПР России по нормативам потерь, по новым формам, полученным из Якутского управления ГГТН России, и материалы по потерям за 2002 год; 16.05.2003 все материалы по нормативам потерь отправлены из Якутского управления ГГТН России в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Саха (Якутия).

При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии вины налогоплательщика в совершении вменяемого ему правонарушения соответствуют закону и материалам дела, основания для отмены судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 17 февраля 2004 года Арбитражного суда Республики Саха(Якутия) по делу N А58-4638/2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
      Н.М.Юдина

      Судьи:
      Г.Н.Борисов
      Т.А.Брюханова

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А58-4638/2003-ФО2-1997/04-С1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 15 июня 2004

Поиск в тексте