ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2004 года Дело N А19-2057/04-30-Ф02-2151/04-С1


[У налогового органа при проведении камеральной проверки отсутствует обязанность требовать от налогоплательщика
внесения исправлений в счета-фактуры, подтверждающие его право на вычеты налога на добавленную стоимость]

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Борисова Г.Н., судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М., при участии в судебном заседании: предпринимателя Костромитиной Н.Ф. (паспорт 25 01 615585 выдан 25.07.2001 Ленинским РУВД города Иркутска), представителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска - Чагдуровой Е.А. (дов. N 08/20338 от 24.12.2003), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска на решение от 18 марта 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-2057/04-30 (суд первой инстанции - Верзаков Е.И.), установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Костромитиной Надежды Федоровны 69 030 рублей 94 копеек налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа, начисленных решением от 25.09.2003 N 03-12/2-1143.

Решением суда от 18 марта 2004 года заявленные требования удовлетворены частично на сумму 637 рублей 36 копеек, в остальной части требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и взыскать с предпринимателя Костромитиной Н.Ф. 68 383 рубля 58 копеек налога, пеней и штрафа.

Из кассационной жалобы следует, что при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2003 года по требованию налогового органа предпринимателем Костромитиной Н.Ф. в подтверждение обоснованности размера налоговых вычетов были представлены счета-фактуры, не соответствующие требованиям к их составлению, предусмотренным пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган считает не основанным на нормах материального права вывод суда о том, что инспекция выявив ошибки в счетах-фактурах, не направила налогоплательщику требование о внесении в них соответствующих изменений, тем самым лишила налогоплательщика возможности исправить документы и применить вычеты.

Счета-фактуры, несоответствующие требованиям к их составлению, не могут являться основанием для принятия указанных в них сумм налога к вычету, поэтому налоговый орган полагает правомерным привлечение предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, дополнительное начисление налога и соответствующих пеней.

Предприниматель Костромитина Н.Ф. в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая правильным вывод суда о подтверждении налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов, так как налоговым органомфакты приобретения, оприходования и оплаты товаров не оспариваются.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы кассационной жалобы, возражения относительно жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, Костромитина Надежда Федоровна 06.11.1997 зарегистрирована Регистрационной палатой администрации города Иркутска в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

По результатам камеральной проверки представленной предпринимателем декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2003 года налоговой инспекцией 25 сентября 2003 года принято решение о привлечении предпринимателя Костромитиной Н.Ф. к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 11 289 рублей, дополнительном начислении 56 445 рублей налога и 1296 рублей 94 копеек пеней.

В качестве основания для начисления налога, пеней и штрафа налоговый орган указал неуплату налога в связи с неправомерным применением предпринимателем вычетов налога на основании счетов-фактур, не соответствующих требованиям к их составлению, а также занижением налоговой базы на 5 159 рублей стоимости реализованного товара по счету-фактуре без номера от 19.06.2003, которая не внесена в книгу продаж.

В связи с неисполнением предпринимателем требования N 03/15-2/1336 от 25.09.2003 об уплате налога и пеней, требования N 03/15-2/1336 от 25.09.2003 об уплате штрафа налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании начисленных решением N 03-12/2-1143 от 25.09.2003 сумм налога, пеней и штрафа в судебном порядке.

Арбитражный суд, принимая решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что неправильное оформление счетов-фактур допущено поставщиками товаров, приобретенных и оплаченных предпринимателем, недобросовестность действий налогоплательщика налоговым органом не доказана. Также суд указал, что налоговая инспекция, установив при проведении камеральной проверки неправильное оформление счетов-фактур, в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации не сообщила об этом налогоплательщику и не потребовала внести соответствующие изменения.

Вывод арбитражного суда о нарушении налоговой инспекцией требований статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации основан на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Применение вычетов согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации производится на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении им товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Пунктами 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Пунктом 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, предусмотрено, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

Следовательно, покупатели обязаны отслеживать правильность заполнения счетов-фактур при получении их от продавцов и заявлять вычеты только на основании счетов-фактур, соответствующим требованиям к их составлению и выставлению.

В соответствии с подпунктами 1, 5, 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно абзацу 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Абзацем 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Из толкования вышеназванных норм в их взаимосвязи следует, что у налоговой инспекции отсутствует обязанность требовать от налогоплательщика внесения исправлений в счета-фактуры, подтверждающие его право на вычеты налога на добавленную стоимость.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований с направлением дела на новое рассмотрение для проверки обоснованности вывода налогового органа о несоответствии представленных предпринимателем счетов-фактур требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, арбитражным судом не соблюдены нормы процессуального права, так как в нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд в мотивировочной части решения не указал доказательства, подтверждающие вывод о представлении предпринимателем в налоговую инспекцию исправленных продавцами счетов-фактур. При этом следует учитывать, что представление налогоплательщиком исправленных счетов-фактур в налоговую инспекцию после принятия решения о привлечении к налоговой ответственности не свидетельствует о незаконности данного решения на момент его принятия.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 18 марта 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-2057/04-30 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.

Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

     Председательствующий
      Г.Н.Борисов

      Судьи
      Т.А.Брюханова
      Н.М.Юдина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка