ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2004 года Дело N Ф04/2263-465/А03-2004


[Оставляя без изменения решение суда об отказе в иске о взыскании убытков в виде неполученных доходов, апелляционная инстанция правильно отметила, что истец не представил доказательства
о неправомерности действий ответчиков, в связи с образовавшимися у истца
некомпенсированными расходами]
(Извлечение)

Арбитражный суд в составе: ..., в судебном заседании при участии: представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном порядке, рассмотрев кассационную жалобу Барнаульской квартирно-эксплуатационной части (истец, далее - КЭЧ) на решение от 28.11.2003 (судья ...) и постановление от 19.02.2004 (судьи: ...) Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2052/03-8 по иску Барнаульской КЭЧ к администрации Топчихинского района Алтайского края, к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации, установил:

Барнаульская КЭЧ обратилась в арбитражный суд с иском к администрации Топчихинского района, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании 429350 руб. убытков в виде неполученных доходов.

Требования мотивированы ссылкой на уклонение ответчика от исполнения обязательств по возмещению затрат, связанных с предоставлением льгот в первом полугодии 2002 года на оплату жилищно-коммунальных услуг военнослужащим и другим категориям граждан, имеющих право на льготы и проживающим в домах, находящихся в оперативном управлении КЭЧ.

В правовое обоснование указаны пункт 10 статьи 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

До принятия решения по возникшему спору истец неоднократно заявлял ходатайства о привлечении к участию в деле иных лиц.

Определением от 26.03.2003 с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика суд привлек Комитет по финансам, налогам и кредитной политике администрации Топчихинского района.

В связи с отказом от иска, определением от 28.04.2003 суд прекратил производство по делу в отношении администрации Топчихинского района и привлек в качестве третьего лица, не заявляющего требований на предмет спора, Министерство финансов Российской Федерации.

Определением от 08.08.2003 суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство обороны Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

До принятия решения истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказался от требований к Министерству обороны Российской Федерации, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и на основании статей 16, 322, 1069, 1071, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации - 222475 руб. и с Комитета по финансам, налогам и кредитной политике администрации Топчихинского района - 160277 руб.

Определением от 31.10.2003 производство по делу в отношении Министерства обороны Российской Федерации прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда от 28.11.2003 в удовлетворении исковых требований отказано за необоснованностью предъявленного требования. Производство по делу в отношении Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2004 принятое решение оставлено без изменения.

Барнаульская КЭЧ в кассационной жалобе просит состоявшиеся судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права. Заявитель полагает, что предусмотренные бюджетом на 2002 год средства из фонда компенсации были израсходованы на возмещение расходов по предоставлению льгот военнослужащим, проживающим в муниципальном жилищном фонде, хотя на эти цели расходы должны быть компенсированы за счет средств бюджета района.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.

При разрешении споров данной категории дел юридически значимыми обстоятельствами являются: факт причинения вреда (убытков), противоправность в действиях причинителя вреда, причинно-следственная связь между убытками и незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда.

Отказывая истцу в удовлетворении иска в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации 222475 руб. и с Комитета по финансам, налогам и кредитной политике администрации Топчихинского района - 160277 руб., арбитражный суд исходил из того, что в действиях ответчиков отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 1069 Кодекса, являющийся основанием для применения установленной законом ответственности в виде возмещения убытков, поскольку их вина в неполучении истцом денежных средств из бюджета Российской Федерации для финансировании предоставляемых льгот военнослужащим не установлена.

Суд кассационной инстанции выводы арбитражного суда считает правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Арбитражным судом установлено, что Барнаульская КЭЧ является бюджетным учреждением, финансируется из федерального бюджета и отвечает за организацию эксплуатации, ремонта и учета казарменно-жилищного фонда воинских частей, приписанных к КЭЧ и являющихся федеральной собственностью.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возмещение предоставленных военнослужащим льгот по оплате жилья и коммунальных услуг производится по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 57 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Правительство Российской Федерации постановлением от 20.04.2002 N 258 утвердило "Правила предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средств Фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи".

В соответствии с пунктом 5 данных Правил, органы, исполняющие бюджеты субъектов Российской Федерации, после получения от органов федерального казначейства информации о поступлении субсидий представляют в установленном порядке в органы федерального казначейства платежные поручения на перечисление в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средств на счета предприятий и организаций, оказавших жилищно-коммунальные услуги и услуги связи военнослужащим (в числе иных категорий граждан).

При разрешении спора суд на основании представленных доказательств сделал вывод о несоблюдении истцом порядка возмещения указанных расходов, поскольку требование администрации Алтайского края, изложенное в направленном заинтересованным лицам письме Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края от 18.02.2002 N 201/17-93 о ежемесячном представлении по установленной форме в администрацию района сведений о получателях льгот и суммах затрат, Барнаульской КЭЧ не было исполнено.

Поскольку, истцом несвоевременно были подготовлены и направлены в администрацию района документы, необходимые для получения компенсации расходов, суд первой инстанции, установив вину самого истца в неполучении компенсаций по предоставленным льготам, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 57 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" бюджету Алтайского края из Фонда компенсации федерального бюджета на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи выделено 39860 тыс.руб.

Предусмотренные бюджетом средства поступили на счета Комитета по финансам и были распределены на основании поданных заявок по районам и городам края.

Оставляя без изменения решение суда об отказе в иске, апелляционная инстанция правильно отметила, что истец не представил доказательства о неправомерности действий ответчиков, в связи с образовавшимися у истца некомпенсированными расходами.

Не заслуживают внимания доводы жалобы о том, что администрация района, подписав в мае-июле 2002 года акты сверок, была уведомлена о размере понесенных истцом расходов по предоставлению льгот и могла сама своевременно подать заявку на получение средств, необходимых для возмещения соответствующих расходов, отклоняются, поскольку им была дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.

Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями правильно установлены фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, проверены доводы и возражения сторон и с учетом установленного принято правильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что при вынесении решения от 28.11.2003 и постановления от 19.02.2004 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2052/03-8 нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права при принятии судебного акта не допущено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы Барнаульской КЭЧ отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 28.11.2003 и постановление от 19.02.2004 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2052/03-8 оставить без изменения, кассационную жалобу Барнаульской квартирно-эксплуатационной части - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка