ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2003 года Дело N Ф03-А51/03-1/2841


[Поскольку бюджету субъекта РФ не передавались в 2001 и 2002 годах из федерального бюджета денежные средства для исполнения ФЗ "О ветеранах", поэтому апелляционная инстанция обоснованно отказала истцу в иске о взыскании убытков с администрации края]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - юрисконсульт, по дов. N БВЭК-711458Д от 14.07.2003 Аблова С.Ю.; от ответчика - администрация МО Кировского р-на Прим. кр., - специалист-юрист, по дов. N 624 от 28.04.2003 Телков И.А., Департамент финансов Прим. края, - ведущий специалист, по дов. 45/01-06 от 05.08.2002 Секретарев Р.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Лесозаводского отделения "Дальэнергосбыта" на решение от 13.05.2003, постановление от 28.07.2003 по делу N А51-12668/02 22-465/10 Арбитражного суда Приморского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Лесозаводского отделения "Дальэнергосбыт" к Финансовому управлению администрации МО Кировского района, администрации МО Кировского района, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 424366 руб. 46 коп., установил:

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 18.11.2003.

Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Лесозаводского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Финансовому управлению администрации муниципального образования Кировского района, администрации муниципального образования Кировского района, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании задолженности в сумме 424366 руб. 46 коп., образовавшейся в результате предоставления гражданам льгот по оплате за электроэнергию по ФЗ "О ветеранах" за период с 2001 года по 25.09.2002.

До принятия решения истец уточнил сумму иска и просил взыскать 189092 руб. 38 коп.

Решением от 15.05.2003 исковые требования истца удовлетворены. Сумма 189092 руб. 38 коп. взыскана с администрации МО Кировского района со ссылкой на договоры от 07.05.2001 и от 04.01.2002, согласно которым администрация обязалась возмещать энергоснабжающей организации расходы, связанные с предоставлением льгот гражданам по ФЗ "О ветеранах".

Постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2003 решение суда первой инстанции отменено и в иске истцу отказано.

Апелляционная инстанция посчитала, что на основании ФЗ "О ветеранах" средства на компенсацию коммунальных услуг должны выделяться из федерального бюджета с последующей передачей их субъекту Российской Федерации и муниципальным образованием.

Доказательств получения средств из федерального бюджета на реализацию указанного закона в период 2001 года и 2002 года субъект Федерации не представил, поэтому в удовлетворении исковых требований истцу отказано.

Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы ОАО "Дальэнерго", в которой акционерное общество просит отменить их, ссылаясь на то, что суд первой и апелляционной инстанций недостаточно полно дал оценку представленным документам, не привлек в качестве стороны по делу Минфин РФ, таким образом, нарушили права истца на судебную защиту своих прав.

В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.

Представители администрации Кировского района Приморского края и Департамента финансов Приморского края с жалобой не согласились и просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Из материалов дела установлено, что ОАО "Дальэнерго" в лице Лесозаводского отделения "Дальэнергосбыт" в 2001 году и 2002 году осуществляло отпуск электроэнергии гражданам, имеющим льготу по оплате за коммунальные услуги в соответствии ФЗ "О ветеранах", снизив оплату ее на 50%, исходя из социальной нормы 190 квт в месяц, установленной постановлением РЭК Приморского края N 20 от 04.09.2000.

В результате чего у истца образовались убытки в сумме 189092 руб. 38 коп., которые из бюджетных средств не возмещены, что и послужило основанием к обращению с иском в суд.

Суд первой инстанции при рассмотрении спора вынес решение о возмещении ОАО "Дальэнерго" 189092 руб. путем взыскания с администрации МО Кировского района на основании того, 07.05.2001 между указанными сторонами заключен договор N 2, где на последнюю возложена обязанность по возмещению истцу расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии, потребленной гражданами, имеющими льготу в соответствии с ФЗ "О ветеранах".

Вместе с тем, администрация МО Кировского района приняла на себя обязанность по возмещению истцу расходов после поступления на ее счет целевых средств из вышестоящего бюджета, так как постановлениями Правительства РФ от 30.07.98 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 18.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданных федеральным бюджетом денежных средств для компенсации этих расходов.

На федеральном уровне обязанность по компенсации расходов в связи с исполнением ФЗ "О ветеранах" не исполнена, поэтому апелляционная инстанция Арбитражного суда Приморского края правомерно отменила решение суда первой инстанции.

Согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения, в соответствии со статьей 76 Конституции РФ и был принят ФЗ "О ветеранах".

ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.99 N 11-ФЗ установлено, что раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Указанные положения содержатся в главе 6.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003.

Таким образом, апелляционной инстанцией правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных ОАО "Дальэнерго" при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.

Частью 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение.

Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.

Статья 84 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетных уровней.

Поскольку бюджету субъекта РФ не передавались в 2001 и 2002 годах из федерального бюджета денежные средства для исполнения ФЗ "О ветеранах", поэтому апелляционная инстанция обоснованно отказала истцу в иске о взыскании убытков с администрации Приморского края.

Нормы статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ о замене ненадлежащего ответчика с согласия истца носят диспозитивный характер и не являются обязательными для суда. Более того, согласно статье 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о замене ненадлежащего ответчика. В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции права истца на судебную защиту несостоятельны. ОАО "Хабэнерго" не лишено возможности обратиться с настоящими исковыми требованиями к надлежащему ответчику.

Постановление апелляционной инстанции от 28.07.2003 принято с соблюдением процессуальных и материальных норм, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом обсуждения и отражены в судебном акте, поэтому оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 28.07.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-12668/02 22-465/10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать государственную пошлину по кассационной жалобе с ОАО "Дальэнерго" в доход федерального бюджета 2690 руб. 95 коп.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

     Председательствующий
...

     Судьи
 ...

     Текст документа сверен по:
рассылка