• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2004 года Дело N А62-1131/2003


[Удовлетворяя иск и учитывая положения ст.8 Федерального закона РФ N 79-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа не было оснований для произведенных истцом доначислений платы за пользование недрами и водными объектами]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от Комбината - Павлюченкова Ю.Г., директора (выписка из приказа N 10-к от 23.01.95, паспорт ..., выдан Заднепровским РОВД г.Смоленска 06.09.2001), Фомина В.В., представителя (дов. от 27.02.2004 N 211, пост.), Колотовой Г.А., представителя (дов. от 27.02.2004 N 210, пост.); от налогового органа - Асновской Т.М., нач. юротдела (дов. от 05.01.2004 N 03/1, пост.), Лампасова С.Ф., спец. 1 категории юротдела (дов. от 05.01.2004 N 03/2, пост.), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Заднепровскому району г.Смоленска на решение от 23.05.2003 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2003 (судьи: ...) Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1131/2003, установил:

Государственное учреждение "Комбинат "Патриот" Центрального окружного управления Российского агентства по государственным резервам (далее по тексту - ГУ "Комбинат "Патриот") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции МНС РФ по Заднепровскому району г.Смоленска от 25.12.2002 N 10/193.

В ходе судебного разбирательства Инспекцией МНС РФ по Заднепровскому району г.Смоленска заявлен встречный иск о взыскании налогов в сумме 1004359 руб., пени в сумме 315691 руб. и налоговых санкций в размере 1010786 руб.

До принятия судебного акта инспекция в связи с добровольной уплатой ГУ "Комбинат "Патриот" отказалась от требований о взыскании налога на доходы физических лиц в сумме 415 руб., пени - 304 руб. и штрафа в размере 83 руб., в связи с чем в данной части суд прекратил производство по делу.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2003 требования ГУ "Комбинат "Патриот" удовлетворены. Признаны недействительным пункты 2"а", "в", "б", 3.2 полностью; пункт 3.3"б" в части неуплаченных (неполностью уплаченных) налогов и сборов: 3.1 - налога на добавленную стоимость в сумме 953286 руб., 3.1 - платы за пользование недрами в сумме 25120 руб., платы за пользование водными объектами за первое полугодие в сумме 25538 руб., пункт 3.3"в" в части пени за несвоевременную уплату налогов: по НДС - 290531 руб., по плате за пользование недрами - 20977 руб., по плате за пользование водными объектами - 3879 руб. решения Инспекции МНС РФ по Заднепровскому району г.Смоленска от 25.12.2002 N 10/193. С ГУ "Комбинат "Патриот" взыскана госпошлина в размере 100 руб.

В удовлетворении встречных исковых требований Инспекции отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2003 решение суда отменено в части взыскания с требования ГУ "Комбинат "Патриот" госпошлины в размере 100 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Заднепровскому району г.Смоленска просит решение и постановление суда в части неудовлетворения требований о взыскании сумм недоимки, пени и штрафа отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Заднепровскому району г.Смоленска проведена выездная налоговая проверка ГУ "Комбинат "Патриот" по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.99 по 1 полугодие 2002 года, о чем составлен акт от 30.09.2002 N 10/241(с). По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 25.12.2002 N 10/193(с), которым налогоплательщику доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 953286 руб., плата за пользование недрами в сумме 25120 руб., плата за пользование водными объектами в сумме 25538 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 415 руб. (пункт 3.3"б" в части п.3.1); начислена пеня в общей сумме 315691 руб. (пункт 3.3 в части пункта 3.1"б") и применена налоговая ответственность, предусмотренная п.1 ст.122, ст.123, п.1 и п.2 ст.119 НК РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 1010786 руб.

В адрес плательщика 25.12.2002 инспекцией выставлены требования N 10/1361, 10/1362.

Не согласившись с решением налогового органа, ГУ "Комбинат "Патриот" обжаловало его в Управление МНС РФ по Смоленской области, которое решением от 03.03.2003 N 18 оставило жалобу плательщика без удовлетворения.

Полагая, что решение налоговой инспекции от 25.12.2002 N 10/193(с) не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ГУ "Комбинат "Патриот" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования налогоплательщика и отказывая в удовлетворении требований налогового органа, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ в целях настоящей главы не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Исходя из ст.4 Федерального закона РФ от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва, за исключением мобилизационного резерва, обеспечивается федеральным органом власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва РФ.

Таким образом, в силу ст.10 Конституции РФ данные хозяйствующие субъекты имеют статус органов государственной власти.

Статья 78 Конституции РФ допускает создание федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий территориальных органов и назначение соответствующих должностных лиц с передачей части своих полномочий.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 N 122 утверждено Положение о Российском агентстве по государственным резервам, согласно которому Российское агентство по государственным резервам, его территориальные органы и организации являются федеральными органами исполнительной власти.

Уставом заявителя предусмотрено, что предметом деятельности Комбината является обеспечение приемки, хранения, замены, выпуска и освежения материальных ценностей государственного резерва.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что за проверяемый период ГУ "Комбинат "Патриот" помимо основной деятельности оказывал платные услуги физическим и юридическим лицам: предоставлял свободные площади в аренду, транспортные услуги, отпускал электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение, услуги по пользованию телефонной связью. При этом поступавшая выручка ввиду недостаточного финансирования расходовалась Комбинатом на нужды предприятия, а именно на оплату коммунальных услуг, что отражено в главной книге, журналах учета по балансовому счету 99.4, в карточках аналитического учета по балансовому счету 76.2.

Согласно ст.8 Федерального закона РФ от 29.12.94 N 79-ФЗ (с учетом изменений и дополнений) все средства, полученные организациями системы государственного резерва от реализации материальных ценностей государственного резерва, их заимствования и других операций с ними, а также иной хозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению и используются исключительно для формирования государственного резерва и содержания системы государственного резерва в порядке, установленном Правительством РФ (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.96 N 393 "Об утверждении Положения о порядке финансирования системы государственного резерва").

Статьями 23, 24 указанного постановления предусмотрено, что финансирование расходов на содержание территориальных управлений, комбинатов, предприятий, учреждений и организаций, входящих в систему государственного резерва, осуществляется за счет средств, получаемых системой государственного резерва от основной и прочей хозяйственной деятельности, а именно: дополнительная плата за заимствование материальных ценностей, штрафы, пени, неустойки, взыскиваемые с поставщиков, получателей и ответственных хранителей за нарушение правил работы с государственным мобилизационным резервом, плата за аренду временно свободных площадей и за оказание услуг по хранению материальных ценностей сторонних предприятий и организаций, плата за транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие услуги, оказываемые сторонним организациям и населению, другие поступления, получаемые системой государственного резерва.

Налоговым органом не оспорен факт использования Комбинатом средств, полученных им от иной деятельности, на свое содержание.

Пунктом 18 Федерального закона РФ от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (приложение N 17) приостановлено действие ст.8 вышеуказанного Федерального закона РФ N 79-ФЗ с 01.01.2002 по 31.12.2002.

Вместе с тем, ст.11 Федерального закона РФ от 31.12.2002 N 187-ФЗ исключен п.18 приложения N 17 ФЗ РФ от 30.12.2001 N 194-ФЗ.

Действие статьи 11 Федерального закона РФ N 187-ФЗ распространятся на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года (ст.13), следовательно, порядку вступления в действие ст.11 придана обратная сила.

Довод налогового органа, основанный на том, что, с момента вступления в действие части второй НК РФ не должны применяться положения о льготах, установленных иными законами, исходя из норм Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", правомерно не принят судом во внимание.

При таких обстоятельствах, вывод суда о неправомерном доначислении налоговым органом ГУ "Комбинат "Патриот" сумм налога на добавленную стоимость, пени и штрафных санкций, является законным и обоснованным.

В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" подлежит налогообложению пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, в целях осуществления забора воды из водных объектов (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для тепловой энергии).

Учитывая положения ст.8 Федерального закона РФ от 29.12.94 N 79-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа не было оснований для произведенных ГУ "Комбинат "Патриот" доначислений платы за пользование недрами и водными объектами.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

В силу указанного доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 23.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2003 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1131/2003 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Заднепровскому району г.Смоленска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А62-1131/2003
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 01 марта 2004

Поиск в тексте