ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2004 года Дело N Ф09-1035/04ГК


[Суд, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из того, что сумма компенсаций, предусмотренная в федеральном бюджете для направления в качестве субсидий и субвенций, перечислена в доходную часть бюджета области в полном объеме, однако, доказательств компенсирования истцу предоставленных им потребителям льгот за счет бюджета
области, в материалах дела не содержится]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Челябинской области на постановление апелляционной инстанции от 11.02.2004 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-13081/03 по иску открытого акционерного общества "Карталымежрайгаз" к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Челябинской области, Главному финансовому управлению Челябинской области, Главному управлению социальной защиты населения по Челябинской области о взыскании 431820 рублей 76 копеек.

В судебном заседании приняли участие представители: истца - Ахмачарыпов И.Ф., доверенность N 1 от 15.12.2003; ответчика - Главного финансового управления Челябинской области - Уманец Л.Г., доверенность N 10/4 от 05.01.2004; ответчика - Министерства финансов РФ - Скобычкина Н.Р., доверенность от 30.04.2003.

Остальные ответчики, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Права и обязанности сторонам разъяснены, отводов составу суда не заявлено.

В судебном заседании ответчиком - Главным финансовым управлением Челябинской области - заявлено ходатайство о приостановлении исполнения постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 11.02.2004. Ходатайство судом отклонено на основании п.4 ст.283 АПК РФ.

ОАО "Карталымежрайгаз" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Челябинской области, Главному финансовому управлению Челябинской области о взыскании 431820 рублей 76 копеек задолженности, возникшей в связи с предоставлением льгот по оплате газа отдельным категориям граждан.

Определением от 15.10.2003 по ходатайству истца, поддержанному ответчиками, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Главное управление социальной защиты населения по Челябинской области.

В порядке статьи 49 АПК РФ истец изменил предмет иска и просит взыскать 431 820 рублей 76 копеек убытков, причиненных бездействием государственных органов.

Решением от 21.11.2003 исковые требования удовлетворены за счет Министерства финансов РФ путем взыскания за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Карталымежрайгаз" 431820 рублей 70 копеек убытков, в иске к остальным ответчикам отказано (судья ...).

Постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2004 решение от 21.11.2003 отменено, убытки в сумме 431820 рублей 70 копеек взысканы с Главного финансового управления Челябинской области (судьи: ...).

Ответчик - Главное финансовое управление Челябинской области - с постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2004 не согласен, просит его отменить, оставить в силе решение от 21.11.2003, ссылаясь на нарушение судом ст.ст.16, 1069, 1071 ГК РФ, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Истец - ОАО "Карталымежрайгаз" - в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснил, что считает доводы жалобы необоснованными, противоречащими действующему законодательству и не соответствующими материалам дела, просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции от 11.02.2004.

Ответчики - Министерство финансов РФ и Управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Челябинской области - в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснили, что не согласны с доводами жалобы, поскольку она содержит противоречивые выводы об источниках финансирования реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Кроме того, по мнению ответчиков, не подтверждены доказательствами утверждения истца о бездействии Министерства финансов РФ при формировании бюджета по планированию и учету расходов, связанных с реализацией ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", и о том, что действия Министерства финансов повлекли причинение убытков истцу.

Ответчиком - Главным управлением социальной защиты населения по Челябинской области - письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Проверив в порядке ст.ст.274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционной инстанции от 11.02.2004, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, присутствовавших в судебном заседании, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривает.

Как следует из материалов дела, в 2001 году ОАО "Карталымежрайгаз" отпускал газ категориям граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством РФ льготы по оплате пользования газом - инвалидам 1, 2, 3 групп и семьям, имеющим детей - инвалидов, с предоставлением установленных законом льгот по оплате. В результате предоставления льгот у истца возникли убытки в виде выпадающих доходов в сумме 431820 рублей 76 копеек, заявленные им ко взысканию.

До принятия решения по делу истец, полагая, что понесенные им убытки являются ущербом, возникшим в результате неисполнения государственными органами своих обязанностей по компенсации предоставленных льгот, изменил основания исковых требований на взыскание убытков, причиненных бездействием государственных органов.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение от 21.11.2003 и удовлетворяя исковые требования за счет Главного финансового управления Челябинской области, исходил из того, что сумма компенсаций, предусмотренная в федеральном бюджете для направления в качестве субсидий и субвенций, перечислена в доходную часть бюджета области в полном объеме, однако, доказательств компенсирования истцу предоставленных им потребителям льгот за счет бюджета области, в материалах дела не содержится.

Данные выводы суда являются правильными.

В соответствии со ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с оплаты коммунальных услуг независимо от принадлежности жилищного фонда.

Согласно п.16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.96, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг возмещаются по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Размер субсидий на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставленных Челябинской области из федерального бюджета в 2001 году, составил, согласно приложению 26 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", 182102 тыс.рублей. Объем финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг определен постановлениями губернатора Челябинской области N 116 от 27.02.2001, N 643 от 09.11.2001 в размере 45000000 рублей. Расходование средств должно было осуществляться Главным управлением социальной защиты населения по Челябинской области, которое, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, формирует реестр на финансирование расходов.

Из письма муниципального управления социальной защиты г.Карталы N 2105 от 17.11.2003 усматривается, что в 2001 году целевое финансирование по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" отсутствовало.

Поскольку в материалах дела не содержится доказательств компенсирования предоставленных ОАО "Карталымежрайгаз" отдельным категориям граждан льгот по оплате газа за счет средств областного бюджета, и с учетом поступления предусмотренных в федеральном бюджете средств в доходную часть бюджета области, судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст.15, 16, 1064 ГК РФ правомерно удовлетворены исковые требования за счет Главного финансового управления Челябинской области.

Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в постановлении от 11.02.2004, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 11.02.2004 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-13081/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

      Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка