• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2004 года Дело N А29-7495/2003а


[Суд сделал правильный вывод о необоснованности доначисления обществу налоговым органом налога на доходы физических лиц, пени и штрафа и правомерно удовлетворил
заявленные требования]
(Извлечение)

Открытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.07.2003 N 06-10-02/13 в части взыскания 728 666 рублей налога на доходы физических лиц, 302 239 рублей пеней по этому налогу и 145 733 рублей налоговых санкций.

Решением суда от 06.02.2004 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение Инспекции в части взыскания 728 666 рублей налога на доходы физических лиц, 295 196 рублей пеней по этому налогу и 145 733 рублей штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2004 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Республики Коми.

Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденную приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (с изменениями от 05.11.1999). По мнению заявителя, суммы оплаты стоимости льготного проезда к месту использования отпуска и обратно при использовании личного транспорта не являются компенсационными выплатами и должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, у Общества отсутствуют документы, подтверждающие место и время проведения работниками отпуска, и поэтому невозможно провести проверку обоснованности компенсационных выплат.

Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества по вопросу правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с января 2001 года по январь 2003 года и, в частности, установила, что Общество в 2001 году в нарушение пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не удержало налог на доходы физических лиц с сумм возмещения своим работникам оплаты стоимости льготного проезда к месту использования отпуска и обратно на личном транспорте при пользовании железнодорожной платформой, а также при непредставлении документов, подтверждающих факт проведения отпуска в определенном месте.

Данные нарушения отражены в акте от 01.07.2003 N 06-10-02/13, на основании которого руководитель налогового органа принял решение от 29.07.2003 06-10-02/13 о привлечении Общества к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде уплаты штрафа в размере 8 890 156 рублей. Налогоплательщику предложено уплатить неперечисленный налог на доходы физических лиц в сумме 43 710 742 рублей, а также неудержанный налог в размере 740 041 рубля и пени в сумме 11 189 247 рублей.

Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 N 2, частично удовлетворил заявленные требования, указав, что в расходы по проезду к месту использования отпуска и обратно на личном автомобиле, компенсируемые предприятием, включаются расходы, необходимые для следования автомобиля кратчайшим путем, в том числе и по участкам пути, где отсутствуют автомобильные дороги.

Апелляционная инстанция, руководствуясь теми же нормами права, согласилась с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.

В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.

В силу пункта 3 статьи 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации (действовавшего в спорный период) всем работникам предприятий, учреждений, организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, предоставляются льготы в области труда, в частности предприятием, учреждением, организацией оплачивается стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в три года.

Согласно пункту 39 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (в редакции от 11.07.1991), в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, трудящимся один раз в два года оплачивается стоимость проезда к месту отдыха и обратно (а неработающим пенсионерам - один раз в три года). Оплата проезда в отпуск и обратно производится перед отъездом в отпуск, исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других оправдательных документов. При непредоставлении проездных билетов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. В таком же порядке возмещаются расходы по проезду в отпуск и обратно на личном автомобиле.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что предприятием оплачивается проезд лиц, работающих в районах Крайнего Севера, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно на личном автотранспорте при предоставлении соответствующих проездных документов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество исключило из налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц расходы своих работников по транспортировке личного автотранспорта, используемого для проезда к месту использования отпуска и обратно, на железнодорожной платформе по местности, где отсутствует автомобильная дорога. При этом указанные работники подтвердили надлежащим образом понесенные ими расходы.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о необоснованности доначисления Обществу налоговым органом налога на доходы физических лиц, пени и штрафа и правомерно удовлетворил заявленные требования.

Довод заявителя кассационной жалобы о неподтверждении Обществом фактов проведения отпуска работниками в определенном месте отклоняется, поскольку в акте выездной налоговой проверки не указаны конкретно фамилии работников, которые не представили соответствующие документы. В материалах дела имеются документы, подтверждающие нахождение работников в месте проведения отпуска.

Нормы материального права Арбитражным судом Республики Коми применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, им не допущено, поэтому кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 06.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-7495/2003А оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
 ...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А29-7495/2003а
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 21 июля 2004

Поиск в тексте