ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2004 года Дело N Ф09-2202/04АК


 [Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из предусмотренных лицензией условий недропользования и неправомерности применения налоговым органом налоговой ставки 5,5 процентов к объемам отходов и некондиционного сырья]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Учалинскому району и г.Учалы Республики Башкортостан на решение от 22.03.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-21658/03.

В судебном заседании принял участие представитель ОАО "Гранит" - Салахова А.К., по доверенности от 25.02.2004 N 061-21.

От налогового органа, уведомленного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.

Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.

Открытое акционерное общество "Гранит" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Инспекции МНС РФ по Учалинскому району и г.Учалы Республики Башкортостан о признании недействительным решения от 26.06.2003 N 18 о привлечении к налоговой ответственности.

Решением от 22.03.2004 (объявленным 15.03.2004) заявленные требования удовлетворены (судья ...). Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.

В апелляционном порядке решение не пересматривалось.

Налоговый орган с решением суда не согласен, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом п.5 ст.342 НК РФ.

Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке ст.ст.274, 284, 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Учалинскому району и г.Учалы Республики Башкортостан проведена тематическая документальная проверка ОАО "Гранит" на предмет правильности исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год, о чем составлен акт проверки от 23.04.2003 N 37 и принято решение от 26.06.2003 N 18 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 9594,60 рублей за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, доначислен налог на добычу полезных ископаемых за 2002 год в сумме 47973 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 5447 рублей.

По мнению налогового органа, обществом необоснованно в количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 5,5 процентов, не включен объем отходов и некондиционных блоков, поскольку нормативы содержания полезных ископаемых в отходах горнодобывающего производства ОАО "Гранит" в установленном порядке не утверждены.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из предусмотренных лицензией условий недропользования и неправомерности применения налоговым органом налоговой ставки 5,5 процентов к объемам отходов и некондиционного сырья.

Вывод суда соответствует установленным обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии с пунктом 5 ст.342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче: полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Нормативы содержания полезных ископаемых в отходах горнодобывающего производства ОАО "Гранит" в установленном порядке не утверждены.

Между тем, арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что право пользования недрами с целью добычи блочного и строительного камня на Мансуровском месторождении гранитов в Учалинском районе РФ (приложение к лицензии N УФА) (пункт 8.1) к ОАО "Гранит" перешло от ОАО "Мансуровский комбинат", который выступил одним из учредителей общества.

Согласно ст.17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Соглашением к лицензии и переоформленном соглашении к лицензии установлено, что при добыче блочного и строительного камня на Мансуровском месторождении гранитов в Учалинском районе Республики Башкортостан отходы (некондиционное сырье в виде глыб, окола, щебня и бута) составляют 49 процентов, и предусмотрено право применения налоговой ставки 0 процентов к объемам отходов и некондиционного сырья.

Право применения ставки 0 процентов к отходам горнодобывающего производства и обоснованность невключения объемов отходов и некондиционных блоков в количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 5,5 процентов, подтверждается Планом развития горных работ по Мансуровскому гранитному карьеру на 2003 год, согласованному с Башкирским управлением Госгортехнадзора России, протоколом заседания Республиканской комиссии по экспертизе запасов полезных ископаемых при управлении по недрам РБ от 27.02.2003 N 1/1016.

Правильность исчисления заявителем налога на добычу полезных ископаемых, исходя из количества добытых полезных ископаемых без учета отходов и некондиционного сырья, соответствует данным бухгалтерского учета и условиям лицензионных соглашений.

При таких обстоятельствах, доводы налогового органа следует признать несостоятельными и подлежащими отклонению.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:

Решение от 22.03.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-21658/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

рассылка